СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Жизнь, военное искусство и культура скифов и сарматов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по истории на тему "Жизнь, военное искусство и культура скифов и сарматов".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жизнь, военное искусство и культура скифов и сарматов"»

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ЖИЗНЬ, ВОЕННОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СКИФОВ И САРМАТОВ ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА 28.09.2020

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

ЖИЗНЬ, ВОЕННОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СКИФОВ И САРМАТОВ

ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ

БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА

28.09.2020

ОГЛАВЛЕНИЕ Происхождение скифов и сарматов   - 3 Территория распространения скифов и сарматов  - 4 Жизнь скифов      - 5 Культура и военное искусство скифов   - 6 Вооружение скифов     - 7 Искусство скифов     - 8 Жизнь сарматов      - 9 Военное искусство сарматов    - 10 Скифское и сарматское вооружение   - 11

ОГЛАВЛЕНИЕ

Происхождение скифов и сарматов - 3

Территория распространения скифов и сарматов - 4

Жизнь скифов - 5

Культура и военное искусство скифов - 6

Вооружение скифов - 7

Искусство скифов - 8

Жизнь сарматов - 9

Военное искусство сарматов - 10

Скифское и сарматское вооружение - 11

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКИФОВ И САРМАТОВ В первом тысячелетии до н. э. на просторах Великой Степи жили кочевые племена сарматов и скифов, которые были потомками протоскифской или киммерийской Срубной археологической культуры эпохи бронзы (XVIII—XII вв. до н. э.). Территория распространения Срубной археологической культуры — степная и лесостепная полоса между Днепром и Уралом. Культура кочевых племен сарматов и скифов относится к Андроновской культурно-исторической общности племён (2300 до н. э. — 1000 до н. э.)., происходящих от ямной археологической культуры. Скелеты в курганах из Андроновской культуры представляют собой европейский тип людей, светловолосые, со светлой кожей, и с синими или зелеными глазами. Этническая принадлежность — индо-иранцы, индо-арийцы. Единственными памятниками тысячелетнего пребывания скифов и сарматов являются многочисленные курганы, высота которых 5-7 метров. Впервые скифы и сарматы упоминаются в известном труде Геродота «История». Скифы Сарматы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКИФОВ И САРМАТОВ

В первом тысячелетии до н. э. на просторах Великой Степи жили кочевые племена сарматов и скифов, которые были потомками протоскифской или киммерийской Срубной археологической культуры эпохи бронзы (XVIII—XII вв. до н. э.). Территория распространения Срубной археологической культуры — степная и лесостепная полоса между Днепром и Уралом. Культура кочевых племен сарматов и скифов относится к Андроновской культурно-исторической общности племён (2300 до н. э. — 1000 до н. э.)., происходящих от ямной археологической культуры. Скелеты в курганах из Андроновской культуры представляют собой европейский тип людей, светловолосые, со светлой кожей, и с синими или зелеными глазами. Этническая принадлежность — индо-иранцы, индо-арийцы. Единственными памятниками тысячелетнего пребывания скифов и сарматов являются многочисленные курганы, высота которых 5-7 метров.

Впервые скифы и сарматы упоминаются в известном труде Геродота «История».

Скифы

Сарматы

ТЕРРИТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СКИФОВ И САРМАТОВ

Скифы обитали от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге Украины и до Алтая. Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении. Большинство скифов жило в Северном Причерноморье.

Историки сообщают, что сарматы пришли из Мидии, Геродот говорит, что они были потомками амазонок. Сначала племена сарматов была соседями государства скифов. Между двумя народами был мир, иногда они объединялись в общей борьбе против персов. Сарматские войны даже стояли на службе у скифских царей. В третьем веке ситуация коренным образом меняется. Сарматы начинают наступление на Скифию (Киевскую Русь). Именно в этот период скифское царство переживало свой упадок, так что сарматы выбрали подходящий момент для наступления. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель племенами сарматов. Сарматы после основания своего государства стали одним из самых сильных народов Европы того периода. Они установили господство в европейских степях, и затем начали налаживать отношения с соседними государствами.

Карта археологических находок скифских курганов

ЖИЗНЬ СКИФОВ

Главным занятием скифов было кочевое скотоводство. Кони, крупный и мелкий рогатый скот круглый год находились на подножном корме. Постоянные перекочевки в широтном направлении сочетались с сезонными меридиальными перемещениями. В начале лета скот гнали с юга степи на север, к лесостепной границе, осенью - на юг, где зима была мягче и дольше сохранялся травяной покров. Вероятно, именно в осенне-зимний период численность скифского населения в Крыму возрастала. А весной и летом крымские степи пустели.

Скифы умели перерабатывать и заготовлять впрок продукты животноводства: вялили мясо, из кобыльего молока получали сыр, очень широко использовали кожи, шерсть и кость для изготовления конской упряжки, одежды, предметов обихода. За скотом ухаживали и мужчины и женщины. Мужчины не только охраняли и пасли стада, но и охотились: дичи в степях в то время было немало. Женщины работали главным образом “дома”, а домом скифу и его семье служила повозка- кибитка. Запряжённые парой валов, крытые войлоком и задрапированные домотканными коврами повозки медленно двигались за стадами, мужчины и подростки сопровождали их верхом. Возможно, в местах более длительного пребывания, например на зимниках, скифы сооружали стационарные жилища наподобие юрт или чумов из деревянных жердей и шкур животных. В случае необходимости их можно было демонтировать и перевозить на повозках.

Скифы умели получать и обрабатывать бронзу, железо, золото. Значительное количество бронзы требовалось для изготовления наконечников стрел (каждый скиф имел их по нескольку сот) и котлов для варки мяса. Часть необходимого металла и металлических изделий кочевники получали путём грабежа и сбора дани, а часть - путём торгового обмена.

КУЛЬТУРА И ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СКИФОВ

Вся культура скифов, их жизнь и быт пропитаны воинским делом . Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом , который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

Кавалерия была главным оружием скифской военной организации. Скифские всадники , как позднее сарматские , использовали седло, которое давало им очевидное преимущество над западной кавалерией, поскольку ни греки, ни римляне не использовали седел. Мастерство верховой езды и стрельбы из лука превратило скифов из кочевого степного племени в мощную военную силу. Скифы были вооружены акинаками — короткими мечами, небольшими деревянными луками, использовали стрелы с бронзовыми наконечниками. Лук был самым опасным оружием скифских всадников . Его форма и размер были приспособлены как для стрельбы с коня, так и для пешего боя. Лук и стрелы помещались в горите — специальном футляре для лука с отдельным карманом для стрел. Многие знатные всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, наборного панциря из нашитных на кожаную основу бронзовых или железных чешуек. Другим важным оружием скифов были меч и кинжал.

ВООРУЖЕНИЕ СКИФОВ Меч Акинак Скифские мечи Кинжал

ВООРУЖЕНИЕ СКИФОВ

Меч Акинак

Скифские мечи

Кинжал

ИСКУССТВО СКИФОВ Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа. Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных , так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

ИСКУССТВО СКИФОВ

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных , так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

ЖИЗНЬ САРМАТОВ

Сарматы, жившие в степях, вели кочевое или полукочевое скотоводческое хозяйство. Тип хозяйственных занятий во многом зависел от климата. В засушливых волго-донских и приуральских районах возможно лишь круглогодичное кочевание. А в Предкавказье и Северном Причерноморье климат мягче, поэтому кочевники вели здесь подсобное земледельческое хозяйство, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Такие поселения кочевников называют зимниками.

Археологами открыты сарматские поселения первых веков новой эры. Раскопаны дома с очагами, найдены ямы-зернохранилища, печи для обжига керамики, железные серпы, детали ткацких станков. Среди оседлых сарматов были известны кожевники, плотники, медники, кораблестроители и другие ремесленники. Культура сарматского времени сохраняла главные черты скифской цивилизации.

Сарматский «звериный стиль» отличался меньшим реализмом в изображении животных. Рисунок становился условным, похожим на контур орнамента. В ювелирном искусстве преобладали не золотые, а серебряные изделия. Для их украшения использовали драгоценные и полудрагоценные камни разных цветов -- эта мода называется полихромным стилем. Она существовала долго: сарматы познакомили с ней германцев, а те -- всю Западную Европу. Считается, что особенности сарматского искусства больше связаны с азиатской частью скифского мира. Это, конечно же, не случайно. Ведь в создании сарматских союзов племен активно участвовали азиатские скифы -- саки, массагеты, исседоны.

Характерной чертой сарматского общества было применение графических знаков-эмблем, похожих на иероглифы или монограммы. Сарматские знаки имели значение вначале родовых, а затем семейных и личных символов. Свои династические и личные знаки имели цари сарматов, а под их влиянием такие знаки появились у боспорских царей. Сарматские эмблемы выполняли одновременно функции тамги (то есть знака собственности) и герба.

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО САРМАТОВ Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия. Вооружены сарматские воины были сарматскими мечами, которые они использовали в конном бою достаточно эффективно из-за их длины. В основном они имели длину от 70 до 110 см. Кроме меча они использовали в бою и копье, что помогало им наносить мощные, стремительные удары в ряды противников, буквально сносив их с пути ударом копья. Кроме холодного оружия, воины сражались и луков, с которого могли вести огонь, находясь в седле на лошади. В качестве брони они использовали доспехи из кожи. Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени , и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО САРМАТОВ

Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия. Вооружены сарматские воины были сарматскими мечами, которые они использовали в конном бою достаточно эффективно из-за их длины. В основном они имели длину от 70 до 110 см. Кроме меча они использовали в бою и копье, что помогало им наносить мощные, стремительные удары в ряды противников, буквально сносив их с пути ударом копья. Кроме холодного оружия, воины сражались и луков, с которого могли вести огонь, находясь в седле на лошади. В качестве брони они использовали доспехи из кожи.

Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени , и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.

СКИФСКОЕ И САРМАТСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

СКИФСКОЕ И САРМАТСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!