СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презетация к уроку литературы по рассказу Солженицына "Матрёнин двор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презетация к уроку литературы по рассказу Солженицына "Матрёнин двор"»

«Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

«Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

Цель урока осмысление в процессе анализа произведения значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения).

Цель урока

осмысление в процессе анализа произведения значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения).

Задачи урока 1) познакомить учащихся с фактами биографии и творчества А.И.Солженицына; 2) познакомить учащихся с традициями изображения русского национального характера в русской литературе; 3) раскрыть своеобразие писательской манеры Солженицына, расширить представление о теме праведничества в литературе; 4) вызвать эмоциональный отклик учащихся при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия; 5) развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; 6) способствовать формированию нравственных ориентиров учащихся; 7) развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; 6) формировать умения исследовательской деятельности.

Задачи урока

1) познакомить учащихся с фактами биографии и творчества А.И.Солженицына;

2) познакомить учащихся с традициями изображения русского национального характера в русской литературе;

3) раскрыть своеобразие писательской манеры Солженицына, расширить представление о теме праведничества в литературе;

4) вызвать эмоциональный отклик учащихся при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия;

5) развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его;

6) способствовать формированию нравственных ориентиров учащихся;

7) развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

6) формировать умения исследовательской деятельности.

 Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил…  В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир — не стало великого нравственника, справедливца, таланта.      Валентин Распутин

Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил…

В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир —

не стало великого нравственника, справедливца, таланта.

Валентин Распутин

Корни Город Кисловодск Ставропольского края. Дом, в котором прошли первые 6 лет жизни. Город Ростов-на-Дону. Дом, в котором жил школьник Саня Солженицын Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны

Корни

Город Кисловодск

Ставропольского края.

Дом,

в котором прошли

первые 6 лет жизни.

Город Ростов-на-Дону.

Дом, в котором жил

школьник Саня Солженицын

Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны

Студенческие годы  Ростовский государственный университет Лучшие друзья: Кирилл Симонян и Лида Ежерец

Студенческие годы Ростовский государственный университет

Лучшие друзья: Кирилл Симонян и

Лида Ежерец

Война  Курсант артиллерийского  училища Командир батальона капитан Солженицын

Война

Курсант артиллерийского

училища

Командир батальона

капитан Солженицын

Ссылка. Матренин двор Деревня Мальцево Владимирской области Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год

Ссылка. Матренин двор

Деревня Мальцево Владимирской области

Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год

1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля 1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе Лауреат Нобелевской премии

1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля

1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Лауреат Нобелевской премии

1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»:  « Опыт художественного исследования»  государственной системы уничтожения людей в СССР Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник  1970 г.

1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник

1970 г.

 Великий русский писатель Книги, перевернувшие общественное сознание

Великий русский писатель

Книги, перевернувшие общественное сознание

Солженицын вернулся Встреча писателя. Хабаровск и Новосибирск.

Солженицын вернулся

Встреча писателя.

Хабаровск и Новосибирск.

Снова в Москве  1994 год

Снова в Москве

1994 год

«Матренин двор»  Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». 14.06.20

«Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».

14.06.20

«Матренин двор»  После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. 14.06.20

«Матренин двор»

После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.

14.06.20

 Анна Ахматова о рассказе  А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги …»

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

«Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги …»

   Традиции Н. А. Некрасова в рассказе  А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое?

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь… скажи по- божески,

В чем счастие твое?

   Матрёна – «тот самый праведник» До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста!  Н. Рубцов.

Матрёна – «тот самый праведник»

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

«Матренин двор» ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР? Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

«Матренин двор»

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

«Матренин двор» КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ? Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

«Матренин двор»

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?

Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

«Матренин двор» КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ? Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

«Матренин двор»

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?

Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

Один день из жизни  Матрёны Васильевны Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра) Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Тихо, вежливо,  стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Смысл повседневного существования Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу) Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход

Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Смысл повседневного

существования

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход

«Матренин двор» КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ? Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.

«Матренин двор»

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?

Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.

  Можно ли считать Матрену праведницей?  «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А.Солженицын) «…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрену одеяние праведницы» (В.А.Чалмаев).

Можно ли считать Матрену праведницей?

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»

(А.Солженицын)

«…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрену одеяние праведницы» (В.А.Чалмаев).

  Русская действительность  50-х годов XX века Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт. Проработавшая всю жизнь

Русская действительность 50-х годов XX века

Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт. Проработавшая всю жизнь "за палочки", Матрёна украсила свой дом горшками да кадками с фикусами, тусклым зеркалом и двумя яркими дешёвыми плакатами на стене.

  Причины гибели Матрёны Роковой силой, которая смогла убить безгрешную Матрёну, можно назвать мир стяжателей, дельцов, хищников.

Причины гибели Матрёны

Роковой силой, которая смогла убить безгрешную Матрёну, можно назвать мир стяжателей, дельцов, хищников.

Уроки жизни Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это»!  Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.

Уроки жизни

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий:

«Ты человек, самое великое творение божье, и

Бог живёт в душе твоей. Помни это»!

Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!