Первый год обучения
1 Двузначные числа.
2 Луч.
3 Единицы длины.
4 Многоугольники.
5-7 Упражнения с двухзначными числами.
8 Учимся отгадывать ребусы.
9 Периметр многоугольника.
10 Окружность.
11 Умножение и деление однозначных чисел.
12 Площадь фигуры.
13 Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз .
14 Нахождение нескольких долей числа.
15 Нахождение числа по нескольким долям.
16 Углы.
17 Переменная.
18 Выражения с переменной.
19 Решение задач, содержащих переменную.
20 Прямоугольник.
21 Свойства прямоугольника.
22 Квадрат.
23 Площадь прямоугольника.
24 Решение нестандартных задач.
25 Решение логических задач.
26 Геометрические фигуры.
27 Решение задач с многовариативными решениями.
28 Математический КВН.
« Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО ___. ______. 20____ г.
__. ______. 20___г. Директор МОУ СОШ №126:
Руководитель ШМО:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №126
Кировского района городского округа
г. Уфа Республика Башкортостан
Программа
кружка по математике
«Занимательная математика»
2 – 4 классы
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается при участии всего класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Паспорт программы
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основные разработчики программы:
Учителя начальных классов
МОУ СОШ №126 г. Уфа
Вакурова Л.Г.
Корнеева Р.И.
Купцова Г.Ш.
Хисматова Л.Р.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Примерное содержание занятий
кружка «Занимательная математика»
Второй год обучения
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения с многозначными числами
Учимся отгадывать ребусы.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с многозначными числами
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши.
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных»
Решение нестандартных задач.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру»
Математические горки.
Наглядная алгебра.
Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра»
Задачи с многовариантными решениями.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Задачи с многовариантными решениями.
Математический КВН
Учебно-тематическое планирование
на первый год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе | Виды деятельности | Форма контроля |
лекция | П/ р | С/ р |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | | |
2. Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта. | | | 1 | | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» устный счёт | |
3. Решение занимательных задач в стихах. | | | | 1 | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | |
4. Упражнения с многозначными числами | | | 1 | | работа с алгоритмами | |
5. Учимся отгадывать ребусы. | | | | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
6. Числа-великаны. Коллективный счёт. | | | | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
7. Решение ребусов и логических задач. | | | | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | | | 1 | | составление схем, диаграмм | |
9. Загадки- смекалки. | | | 1 | | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
10. Игра «Знай свой разряд». | | | | 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
11. Обратные задачи. | | | | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
12. Практикум «Подумай и реши». | | | 1 | | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
13.Задачи с изменением вопроса. | | | | | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
14-15. «Газета любознательных». | 2 | 1 | | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
16.Решение нестандартных задач. | | | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
17.Решение олимпиадных задач. | | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
18.Решение задач международной игры «Кенгуру» | | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
19. Игра «Работа над ошибками» | | | 1 | | работа над ошибками олимпиадных заданий | |
20.Математические горки. | | | 1 | | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
21.Решение логических задач. | | | 1 | | схематическое изображение задач | |
22.Игра «У кого какая цифра» | | | | 1 | творческая работа | |
23.Задачи с многовариантными решениями. | | | | | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
24.Задачи с многовариантными решениями. | | | 1 | | Работа в парах по решению задач | |
25.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | | | 1 | | составление знаковых систем | тест |
26.Задачи с многовариантными решениями. | | | | 1 | индивидуальная работа | |
27.Математический КВН | | | 1 | | работа в группах | |
28. Круглый стол «Подведем итоги» | | | | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
ИТОГО: 28
Третий год обучения
Проектная деятельность «Великие математики»
Геометрические упражнения
Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге
Игра «Удивительный квадрат»
Преобразование фигур на плоскости
Задачи-смекалки
Симметрия фигур
Соединение и пересечение фигур
Познавательная игра «Семь вёрст…»
Вычисление площади фигур
Объём фигур
Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
Конструирование предметов из геометрических фигур
Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
Учимся разрешать задачи на противоречия.
Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
Открытие нуля
Международная игра «Кенгуру»
Конкурс знатоков (1 тур)
Конкурс знатоков (2 тур)
Конкурс знатоков (итоговый тур)
Школьный тур олимпиады
Учебно-тематическое планирование
на второй год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе | Виды деятельности | Форма контроля |
лекция | П/ р | С/ р |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | разгадка «математических фокусов» | |
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | | | | 1 | групповая работа, решение нестандартных задач | |
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 2 | 1 | | 1 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | | | 1 | | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | | | | 1 | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» |
6. Игра «Удивительный квадрат». | | | | 1 | работа в группе, решение упражнений с квадратами | |
7. Преобразование фигур на плоскости. | | | 1 | | конструирование фигур на плоскости из различного материала | |
8. Задачи-смекалки. | | | 1 | | решение нестандартных задач | |
9. Симметрия фигур. | | | | 1 | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» |
10.Соединение и пересечение фигур. | | | | 1 | вычерчивание геометрических фигур | |
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» | | | | 1 | решение нестандартных заданий на меры длины | |
12.Вычисление площади фигур. | | | | 1 | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | |
13.Объём фигур. | | | | 1 | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта |
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | | | 1 | | решение задач на упорядочивание множеств | |
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. | | | 1 | | мини-проект «Наша детская площадка» | |
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 2 | 1 | | 1 | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта |
17.Школьный тур олимпиады | | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | |
18. Международная игра «Кенгуру» | | | 1 | | Решение нестандартных математических заданий | |
19. Открытие нуля. | | | 1 | | исследовательская работа «Почему так?» | |
20. Конкурс знатоков (отборочный тур) | | | | 1 | решение нестандартных заданий | |
21.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | | | 1 | | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» |
22. Конкурс знатоков (итоговый тур) | | | | 1 | решение нестандартных заданий | |
23. Учимся разрешать задачи на противоречия. | | | 1 | | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | |
24. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | | | | 1 | повторение единиц измерения | |
25. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | | | 1 | | решение задач повышенной сложности | |
26. Сочинение «Место математики в моей жизни» | | | | 1 | творческая работа | |
| | | | | | |
| | | | | | |
ИТОГО: 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал