Просмотр содержимого документа
«При изучение темы " Доли"»
Доли
Активизация познавательной деятельности зависит не только от учителя ,но и от того, насколько сознательно и с желанием будут усваивать новые знания учащиеся. Активизировать познавательную деятельность учащихся необходимо на всех этапах урока математики, особенно при изучении трудных тем программы.
Тему « Доли» учащиеся усваивают неплохо. Они легко находят часть от числа и число по его доле. Но в 4 классе у учащихся вызывает трудности распределение дробей по возрастанию и по убыванию ,если даже они пользуются рисунком ,помещенным в учебнике.
При изучении этой же темы использую графическое объяснение (чаще всего на отрезках) распределения долей в порядке возрастания и убывания ,сравнения долей.
При выполнении упражнений ,в которых ,например ,требуется расположить в порядке возрастания дроби :
,
,
,
,
,
,
, провожу небольшую беседу и работу по вопросам : какая самая большая цифра в знаменателе? ( цифра 8 ) Что она показывает ? ( Число под чертой показывает ,на сколько равных частей разделили ,например ,отрезок . В данном случае число 8 показывает что отрезок разделили на 8 равных частей .) Что показывает числитель ? ( Число над чертой показывает ,сколько взято равных частей.)
Начертите три отрезка длиной 8 см и наклонную линию ( рис.)
![]()
![]()
![]()
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586d1cc8730db/519394_12.png)
![]()
![]()
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586d1cc8730db/519394_6.png)
Первый отрезок разделите на две равные части .Каждая часть выражает
отрезка. Второй отрезок разделите на четыре равные части , Каждая часть выражает
отрезка. Третий отрезок разделите на 8 равных частей . Каждая часть выражает
отрезка.
Проведите пунктирные линии на наклонную. Начинайте по порядку с тех дробей ,которые записаны выше .Точки можете отмечать цветными карандашом. Итак ,начинайте с
,
,
и т.д.
Отметив точки на наклонной ,учащиеся ярко представляют их в следующем порядке :
,
,
,
,
,
,
.
Такой же чертёж предлагается и для того , чтобы помочь детям расположить дроби по убыванию. С этой целью обращаю внимание детей на то ,что
отрезка составляют весь отрезок или 1 (единицу ).
При первом объяснении отрезки ,которые выражают ту или иную дробь ,переносим на рисунке под наклонную. Особенно это полезно делать для тех учеников ,у которых слабо развито абстрактное воображение . Отрезки под наклонной можно для большей наглядности чертить цветными карандашом. Позднее ,когда материал будет усвоен ,отрезки под наклонной проводить не стоит ,достаточно на наклонной отметить точки .
По таким чертежам , как рис.1 можно проводить упражнения на сравнение дробей . Например, сравнить и поставить знак или = :
и
,
и
,
и
.
Впоследствии включаю в устный счёт такие вопросы ,как : что больше
или
?
Как из
получить
? Сколько
в
? Сколько в
шестых долей ? Такой вид работы стимулирует активную деятельность учащихся всего класса по данной теме.