Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №24 г. Абакана
Шабалина Елена Валентиновна
Открытый урок математики в 4 классе
Тема: Доли числа и величины. Образование дробей. Деление целого на части.
Цели:
формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
развивать умение делить целое на доли, записывая дроби.
воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.
Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой
Формы обучения:
Оборудование:
мультимедиа проектор, презентация « Доли», карточки для практической работы, фломастеры, заготовка-круг, ножницы.
План урока:
1. Организационный момент.
- Итак, начинаем урок математики. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи. Работайте старательно, и вас обязательно ждёт успех.
Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей)
Давайте познакомимся с семьей Долиных. Это дедушка Доль, бабушка Доля и их внуки Дробик и Долюша. Это веселая и дружная семья. Итак, сегодня урок мы проведем вместе с ними.
II. Устный счёт
1. Долюша считала пример, но очень долго, помогите ей вычислить удобным способом:
32 +84 + 116 + 38=270
2. Гулял Дробик на поляне. И вдруг прилетела пчела и подлетела к Дробику. Помогите Дробику от пчелы уйти. А не то она его укусит.
3. Помогите бабушке Доле разобраться в счете.
III. Сообщение темы урока. Цели.
Вся семья собралась вместе, и дедушка Доль, решил рассказать внукам о ДОЛЯХ. Вместе с ними мы узнаем:
Что такое дробь;
Чем дробь отличается от доли;
Научимся находить дробь от числа и число по дроби;
Попробуем выполнять действия сложения и вычитания с дробями.
И дедушка Доль включил детям мультфильм. Инсценировка «Мальвина учит Буратино»
Мальвина: А сейчас Буратино мы займемся арифметикой. Вот вам яблоко. Представьте, что к вам подошел Некто просит поделиться яблоком. Сколько достанется каждому?
Буратино: Нисколько! Я не дам, Некто яблока, хоть он со мной дерись!
Мальвина: Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо отдавать яблоко, вам надо его поделить. (Буратино думает.)
Буратино: Никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то может быть, и можно было поделить, и то вряд ли. А одно, ну ни как не делится. Нет в арифметике такого действия, чтобы одно яблоко на двоих делить.
Мальвина: Буратино, у вас нет никаких способностей к арифметике. Придется вас отправить в 4 класс. Они как раз это изучают.
Учитель: Что, ребята, поможем Буратино?
IV. "Открытие" новых знаний.
- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Давайте я вам расскажу об этом. Бабушка очень любит печь пироги. Как бабушке разделить пирог поровну? Сколько частей получилось?
Можно разделить и на 5 частей! Делим апельсин
И дедушка Доль объяснил, что дробь записывается так. Дробь - это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух чисел, разделенных чертой
V. Первичное закрепление. Решение тренировочных упражнений.
1. Дедушка гордится своим садом. Он выращивает яблоки. В саду Долинных выросло всего 5 яблок. Из них 2 красных. Какую часть составляют красные яблоки?
2. Долюша и Долик проголодались, пошли в сад и собрали яблоки. Сколько яблок у них? Какую часть яблок они положили на тарелку? Какую часть положили в корзинку?
3. Дедушка Доль пахал огород. Какую часть поля он вспахал?
VI. Работа по группам. Деление на доли. Сравнение дробей (вырезают из круга)
группа: 1/8часть;
группа: 1/4 часть;
Сравните доли (наложение друг на друга). Какая больше? ¼ больше 1/8
VII. Практическая работа
Решение задач стр 301 №4
А теперь давайте, посмотрим и запишем, какая часть дроби закрашена. Тест по слайдам 14-25 САМОПРОВЕРКА.
VIII. Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
Стр 301 №5
3024:1/4= 756 7128:1/4= 1782 8336:1/4= 2084
Стр 301 Задача №6
Было- 24с.
Исписал - 1/8ч.
Осталось - ? с
24:8=3(с)
Ответ: 3 страницы.
IХ. Контрольный тест. Взаимопроверка.
Х. Итог урока.
- Чему учились на уроке? Расскажите о дроби.
- Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стр 302 №11
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились