Прямая речь.
Двадцать второе ноября
Тема: Прямая речь.
познакомиться с понятиями прямая речь, слова автора, формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания.
Повторение.
Перестройте предложения в сложные .
- Подул ветер и поднял пыль на дороге.
- Струя подхватывает листок и долго кружит.
Проверяем:
- Подул ветер, и поднялась пыль на дороге.
- Струя подхватывает листок, и он долго кружит.
Определите причину постановки знаков препинания в предложениях.
- Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт,
И дергач не кричит. (С. Есенин.)
- Чего же ты, сероглазая, не смеёшься?
(Я. Смеляков.)
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
(Н. Рыленков)
Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор .
Белый снег пушистый в воздухе кружится
и на землю тихо падает, ложится .
Прямая речь.
- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знаниями русского языка, читайте больше».
Прямая речь.
- Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
- Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
- Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
- слова автора прямая речь
- А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Мальчик спросил: «Как твое имя?»
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Прямая речь после слов автора.
- Прямая речь перед словами автора.
- «П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
Самостоятельная работа. Расставьте знаки препинания.
Шепчут тонкие осинки
В тёмных зарослях лесных
Приходите к нам с корзинкой
После дождиков грибных!
Самостоятельная работа. Проверка.
Шепчут тонкие осинки
В тёмных зарослях лесных :
« Приходите к нам с корзинкой
После дождиков грибных! »
А: «П!»
1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.
2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.
3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.
4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
2. «П», - а.
3. А: «П».
4. «А?» - а.
Расставьте пропущенные знаки препинания.
1 группа
1)Все это верно согласился строитель
2)А как вы думаете обратился председатель к залу
3)Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
2 группа
1)Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник
2) А.С. Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3) Учитель спросил Вы читали сказки А.С. Пушкина
3 группа
1) Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
2) Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
3) Лисичка сказала Я тебя съем
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай засмеялся и сказал: «Хорошо! »
«Спасибо тебе» : сказал доктор.
«Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
«Что там случилось» - спросил Крокодил.
Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы.
1. Мальчик весело крикнул: «__________ ! ».
2. «_________________» - сказал учитель.
Составьте предложения по схемам
«П!» - а.
А: «П!»
«П?» – а.
А: «П?»
«П», - а.
А: «П».
1. Какое предложение начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
а) Давайте начнем проговорил Петр.
б) Ученый пробормотал все решения неверны.
в) Здравствуй сказал папа.
2.Какая схема соответствует предложению (знаки препинания не расставлены): Федя посмотрел на облака и сказал гроза будет
а) А: «П!» б) «П,» - а. в) А: «П». г) «П!» - а.
3. Поменяйте местами слова автора и прямую речь,
запишите предложение, расставляя необходимые
знаки препинания:
Ешьте яблоки предложил лесник.