СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь 6 класс»

Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.

Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.

1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!» ;  2. «Который час?» - спросил Саша ;  3. «Полпервого» - ответила мама .  4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша.  5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».   Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей , как слова автора и прямая речь . Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!» ; 2. «Который час?» - спросил Саша ; 3. «Полпервого» - ответила мама . 4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша. 5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».

Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей , как слова автора и прямая речь . Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

Прочтите предложения. Найдите слова автора при прямой речи и выделите их. Обратите внимание, какие знаки препинания стоят до и после слов автора. 1) «Вы не подскажете, где находится аптека?» - спросил незнакомец.  2) Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».  3) «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

Прочтите предложения. Найдите слова автора при прямой речи и выделите их. Обратите внимание, какие знаки препинания стоят до и после слов автора.

1) «Вы не подскажете, где находится аптека?» - спросил незнакомец.

2) Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».

3) «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

«Вы не подскажете, где находится аптека?» - спросил незнакомец.  Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».  «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

«Вы не подскажете, где находится аптека?» - спросил незнакомец.

Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».

«Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:

Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:

Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в  кавычки . Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится  двоеточие .   Из-за двери ответили : « С вами говорит участковый ».    А : « П ».  А: « П !»  А: « П ?»

Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в  кавычки . Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится  двоеточие . Из-за двери ответили : « С вами говорит участковый ».

А : « П ». А: « П !» А: « П ?»

Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится  тире , а после кавычек — запятая . « Солнышко село », — удивился муравей.  « П »,  —  а.

Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится  тире , а после кавычек — запятая .

« Солнышко село », — удивился муравей.

« П », — а.

Если прямая речь заканчивается  восклицательным или вопросительным знаком , он ставится  внутри кавычек , а запятая или точка не ставится. « Лёша дома ?» — поинтересовались на другом конце провода.  « П ?»  —  а. « Удивительное это дело – книга !» - написал Лев Кассиль.   « П !» — а.

Если прямая речь заканчивается 

восклицательным или вопросительным знаком , он ставится  внутри кавычек , а запятая или точка не ставится.

« Лёша дома ?» — поинтересовались на другом конце провода.

« П ?» — а.

« Удивительное это дело – книга !» - написал Лев Кассиль.  

« П !» — а.

Схемы предложений с прямой речью. А: «П». А: «П!»  А: «П?» «П», - а. «П!» – а. «П?» – а.

Схемы предложений с прямой речью.

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

«П», - а.

«П!» – а.

«П?» – а.

Составьте схемы к предложениям: «  Славная погода завтра будет » ,  -  заметил я.  « П », — а.  « Не пишешь ли ты стихов ?» -  вдруг спросил Петр Иванович.   « П ?» — а. « Ой, да тут глубоко !»  - со смехом сказала она.   « П !» — а.

Составьте схемы к предложениям:

« Славная погода завтра будет » , - заметил я. 

« П », — а.

« Не пишешь ли ты стихов ?» - вдруг спросил Петр Иванович.

  « П ?» — а.

« Ой, да тут глубоко !» - со смехом сказала она.

  « П !» — а.

Вставьте пропущенные знаки препинания. Добро пожаловать, мой сын сказал с улыбкой он Руслану. « Добро пожаловать, мой сын », - сказал с улыбкой он Руслану.

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Добро пожаловать, мой сын сказал с улыбкой он Руслану.

« Добро пожаловать, мой сын », - сказал с улыбкой он Руслану.

Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть нерешительно спросил я. « Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть ?»  - нерешительно спросил я. Да это бунт закричал исправник. « Да это бунт !» - закричал исправник.

Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть нерешительно спросил я.

« Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть ?» - нерешительно спросил я.

Да это бунт закричал исправник.

« Да это бунт !» - закричал исправник.

Составьте схемы к предложениям: Тут Мишка говорит : « Не надо спорить. Сейчас я попробую ». А : « П ». Алёнка говорит : « Спорим, не пойдёт ?» А : « П ?»   Мишка кричит : « Здорово получается !» А : « П !»   

Составьте схемы к предложениям:

Тут Мишка говорит : « Не надо спорить. Сейчас я попробую ».

А : « П ».

Алёнка говорит : « Спорим, не пойдёт ?»

А : « П ?»

 

Мишка кричит : « Здорово получается !»

А : « П !»

  

Вставьте пропущенные знаки препинания.  Брат сказал Я хочу с тобой поехать Брат сказал :

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Брат сказал Я хочу с тобой поехать

Брат сказал : " Я хочу с тобой поехать ".

Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь, безумный мальчишка 

Казбич нетерпеливо прервал его : " Поди прочь, безумный мальчишка !"  

Елизавета спросила Как долго вы будете отсутствовать Елизавета спросила : « Как долго вы будете отсутствовать ?»

Елизавета спросила

Как долго вы будете отсутствовать

Елизавета спросила :

« Как долго вы будете отсутствовать ?»

Слова автора содержат глаголы говорения:  сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.

Слова автора содержат глаголы говорения:

сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.

Предложения с прямой речью.   К красну солнцу наконец Обратился молодец : «Свет наш солнышко ! Ты ходишь круглый год по небу». «Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные », - им царевна говорит . « Братец мой », - отвечает месяц ясный.

Предложения с прямой речью.

К красну солнцу наконец

Обратился молодец :

«Свет наш солнышко !

Ты ходишь круглый год по небу».

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные », -

им царевна говорит .

« Братец мой », - отвечает месяц ясный.

Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка».  Найдите в тексте все глаголы, с помощью которых вводится прямая речь.

Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка». 

Найдите в тексте все глаголы, с помощью которых вводится прямая речь.

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за  клубочком.  Идёт чистым полем, попадается ему медведь . «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич!  Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему  морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо  мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю  задом».

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за 

клубочком.  Идёт чистым полем, попадается ему медведь .

«Дай, — говорит, — убью зверя!»

А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! 

Когда-нибудь пригожусь тебе».

Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему 

морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.

«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо 

мною, пусти меня в море».

Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.

Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю 

задом».

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за  клубочком.  Идёт чистым полем, попадается ему медведь . «Дай, —  говорит , — убью зверя!» А медведь  провещал  ему: «Не бей меня, Иван-царевич!  Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему  морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, —  провещала  щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит  Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом,  а к морю задом».

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за 

клубочком.  Идёт чистым полем, попадается ему медведь .

«Дай, —  говорит , — убью зверя!»

А медведь  провещал  ему: «Не бей меня, Иван-царевич! 

Когда-нибудь пригожусь тебе».

Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему 

морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.

«Ах, Иван-царевич, —  провещала  щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».

Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.

Говорит  Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, 

а к морю задом».

Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составьте схемы предложений. 1) Вот жадина изумилась сестра.  2) Спасибо Павлуша сказала я.  3) Отец успокоил ты спи.  4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.  5) Стой окрикнул Пётр. 

Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составьте схемы предложений.

1) Вот жадина изумилась сестра. 2) Спасибо Павлуша сказала я. 3) Отец успокоил ты спи. 4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил. 5) Стой окрикнул Пётр. 

Найдите и исправьте ошибки в схемах.   А – «П».                 2) «П!», - а «П» - а.  «П!»: а.

Найдите и исправьте ошибки в схемах.

  • А – «П».

               

2) «П!», - а

  • «П» - а.
  • «П!»: а.
  Указать предложение с пунктуационной ошибкой.  1)Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: « Хорошо!» 2) «Спасибо тебе» : сказал доктор. 3) «Звери, собирайтесь!» - крикнул он. 4) «Что там случилось?» - спросил Крокодил.

  Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: « Хорошо!»

2) «Спасибо тебе» : сказал доктор.

3) «Звери, собирайтесь!» - крикнул он.

4) «Что там случилось?» - спросил Крокодил.

Дополните определение прямой речи. Прямая речь — это _______  какого-либо лица, которые переданы _________ без изменений. На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________  прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением. Слова для справок:  слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.

Дополните определение прямой речи.

Прямая речь — это _______  какого-либо лица, которые переданы _________

без изменений. На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________  прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением.

Слова для справок: слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс