СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь. Диалог

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь. Диалог»

Дата:

Учитель: Исаева Азизе Икремовна

Русский язык 6 класс

Тема: Прямая речь. Диалог

Цель:

  • систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге;

  • активизировать умение отличать предложения с прямой речью от диалога;

  • совершенствовать пунктуационные навыки;

  • совершенствовать навыки составления схем предложения с прямой речью;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: умение распознавать на слух предложения с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью, составлять диалог и, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 53 — чтение предложений, составленных учащимися, устный синтаксический и пунктуационный разбор.

III. Самоопределение к деятельности

Как на письме передаётся речь?

Как правильно оформить прямую речь и диалог?

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о прямой речи и диалоге, упражняться в умениях распознавать предложения с прямой речью, отличать их от диалоговой речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.)

IV. Работа по теме урока

4. Постановка целей и задач урока. Тема урока.

5. Актуализация знаний

Уровень А.

    1. Что такое прямая речь, диалог? (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.).

Альтернативный вопрос. Какие виды предложений Вы знаете? (Простое и сложное предложения).

Уровень В.

1. Что такое прямая речь, диалог? Приведите пример (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.).

Альтернативный вопрос: задание уровня А.



Уровень С.

1. Что такое простое предложение? Чем они отличаются друг от друга в пунктуационном оформлении? (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц. В прямой речи в отличии от диалога используются кавычки, в диалоге — тире в начале реплики. В остальном знаки препинания совпадают).

Альтернативный вопрос: задание уровня В.

б) повторение ранее изученного материала (адаптировано для всех уровней).

Прямая речь

Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

Например. И.С. Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу».

Слова автора Прямая речь

А: «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.

Например.

Петя спросил: «Какая сегодня погода?» А: «П?»

«Хорошая», — ответил я. «П», — а.

Четкое разграничение прямой речи и слов автора — опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

6. Работа над темой урока

Схемы предложений с прямой речью

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь после слов автора

Слова автора внутри прямой речи

«П!» — а. «Давай быстрее!» — сказала мама.
«П?» — а. «Ты будешь завтракать?» — спросила бабушка.
«П», — а. «Я хочу поиграть», — ответил брат.

А: «П!» Мама сказала: «Давай быстрее!»


А: «П?» Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?»

А: «П». Брат ответил: «Я хочу поиграть».

«П, — а. — П».

«Я хочу поиграть, — ответил брат. — Присоединяйся ко мне».


«П, — а, — п».

«Я хочу поиграть. — ответил брат, — а ты мне только мешаешь».



Диалог

Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Знаки препинания в диалоге

Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек).

Например.

  • Привет, Миша!

  • Привет, Саша!

  • Как твои дела? — спросил Миша.

  • Хорошо, — ответил Саша.



** Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др.

Примечание. Теоретическая информация урока также представлена в виде слайдовой презентации.

в) закрепление изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения».

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения».


1 . Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернетесь?» — поинтересовалась она.


Ответ. (Прямая речь. Слова автора.)

1 . Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!»громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернетесь?»поинтересовалась она.


Задание 2.

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

А: «П».

«П!» - а.

«П?» - а.

«П, – а, – п».






    1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

    2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

    3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

    4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.


Ответ.

А: «П».

«П!» - а.

«П?» - а.

«П, – а, – п».

3

1

4

2



Задание 3.

Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: дополните предложения прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.



    1. Маша сказала: «...».

    2. «...?» - спрашивали дети.

    3. «...!» - крикнул Петя.

    4. Мама спросила: «...?»

    5. «..., - сказал я. - ...».

    6. Папа пригрозил: «...!»



Возможный ответ. 1. Маша сказала: «Очень приятно». 2. «Как ты мог?» - спрашивали дети. 3. «Я тебя не боюсь!» - крикнул Петя. 4. Мама спросила: «Почему Коля плакал?». 5. «Он получил двойку, - сказал я. - и боится признаться». 6. Папа пригрозил: «Не возьму вас в зоопарк!»



Задание 4.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2-х предложений.



1. Какая у тебя славная сабля и ранец!» сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!

3. Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз продолжила ведьма, указывая на дерево.

4. Солдат спросил А зачем мне туда лезть?

Ответ. 1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма. «П!» - а.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!» А: «П!» 3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево. «П», - а. 4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?». А: «П?»

Задание 5.

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Знакомство с новым другом». Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

Уровень В.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.


1 . «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», — советовала старая утка.

2. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!»

3. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» проговорил заяц.

4. Она с надеждой спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»

5. «Неужели река замерзнет?» думала Серая Шейка.

6. Маша посмотрела на него и ответила: «Мне все равно».


О твет. (Прямая речь. Слова автора.)

    1. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,советовала старая утка. Повествовательное.

    2. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!» Побудительное.

    3. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» проговорил заяц. Повествовательное.

    4. О на с надеждой спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» Вопросительное.

    5. «Неужели река замерзнет?» думала Серая Шейка. Вопросительное.

    6. Маша посмотрела на него и ответила: «Мне все равно». Повествовательное.

Задание 2.

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

А: «П!»

«П?» - а.

«П!» - а.

«П? — а. — П».

А: «П».

А: «П?»









  1. «Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение.

  2. «Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши.

  3. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?».

  4. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!».

  5. Проводник сказал: «Через десять минут ваша станция».

  6. «А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».

Ответ.

А: «П!»

«П?» - а.

«П!» - а.

«П? — а. — П».

А: «П».

А: «П?»

4

2

1

6

5

3



Задание 3.

Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

  1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

  2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.

  3. Пришла зима. Ответила мама.

  4. Маша сказала. Мы будем лепить снеговика с папой завтра.

  5. Куда вы поедете летом? Спросила учительница.

  6. Малыш интересовался. Почему идет снег?

Ответ. 1. Пишут птицы и зверушки: «Сделай нам кормушки!» 2. «Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице», — сказала девочка. 3. «Пришла зима», — ответила мама. 4. Маша сказала: «Мы будем лепить снеговика с папой завтра». 5. «Куда вы поедете летом?» — спросила учительница. 6. Малыш интересовался: «Почему идет снег?»

Задание 4.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, исправьте пунктуационные ошибки. Составьте схемы 2-х предложений.

    1. Солдат приказал - «Тогда обвязывай меня веревкой!».

    2. Ведьма с нетерпением спросила: - Огниво взял?

    3. Эх, чуть не забыл! : воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.

    4. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво, ответила ведьма.

Ответ. 1. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!». А: «П!» 2. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?». А: «П?» 3. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом. «П!» - а. 4. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма. «П», - а.

Задание 5.

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок другу, которого не оказалось дома, разговор с его бабушкой). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

Уровень С.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.

1 . «А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса.

2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», ответила Серая Шейка.

3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник».

4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»

5. «Ты уверен?» переспросил я.

6. Он мечтательно воскликнул: «Вот бы мне покататься на таком корабле!»


О твет. (Прямая речь. Слова автора.)

    1. «А, старая знакомая, здравствуй!»ласково проговорила Лиса. Повествовательное.

    2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», ответила Серая Шейка. Повествовательное.

    3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник». Повествовательное.

    4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?» Вопросительное.

    5. « Ты уверен?» переспросил я. Вопросительное.

    6. Он мечтательно посмотрел на море и прокричал: «Возьмите меня с собой на корабль!» Побудительное.

Задание 2.

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

А: «П!»

«П», - а.

«П!» - а.

«П! — а. — П!».

А: «П».

А: «П?»









  1. «Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!»

  2. «Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница.

  3. «Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун.

  4. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца: видеть я б хотел отца».

  5. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».

  6. Лебедь князю: «Вот в чем горе!»

Ответ.

А: «П!»

«П», - а.

«П!» - а.

«П! — а. — П!».

А: «П».

А: «П?»

6

3

2

1

4

5



Задание 3.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

    1. Леопольд, мы сдаемся! прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

    2. Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу, взмолился Иван Царевич.

    3. Облизнулся волк и спрашивает Куда ты идешь, Красная Шапочка

    4. Едет лисица на волке и потихоньку поет Битый небитого везет, битый небитого везет!.

    5. Сивка-Бурка, вещий каурка! закричал Иванушка-дурачок. Стань передо мной как лист перед травой!

    6. Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. Вы дадите нам три корочки хлеба?

Ответ. 1. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки. «П», – а. 2. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич. «П?» – а. 3. Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». А: «П?» 4. Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!». А: «П!» 5. «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!» «П! – а. – П!» 6. «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?» «П, – а. – П?»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!