№ Дата:
Учитель: Исаева Азизе Икремовна
Русский язык 6 класс
Тема: Прямая речь. Диалог
Цель:
систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге;
активизировать умение отличать предложения с прямой речью от диалога;
совершенствовать пунктуационные навыки;
совершенствовать навыки составления схем предложения с прямой речью;
воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: умение распознавать на слух предложения с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью, составлять диалог и, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.
Оборудование: учебник, презентация, РМ.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 53 — чтение предложений, составленных учащимися, устный синтаксический и пунктуационный разбор.
III. Самоопределение к деятельности
Как на письме передаётся речь?
Как правильно оформить прямую речь и диалог?
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о прямой речи и диалоге, упражняться в умениях распознавать предложения с прямой речью, отличать их от диалоговой речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.)
IV. Работа по теме урока
4. Постановка целей и задач урока. Тема урока.
5. Актуализация знаний
Уровень А.
Что такое прямая речь, диалог? (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.).
Альтернативный вопрос. Какие виды предложений Вы знаете? (Простое и сложное предложения).
Уровень В.
1. Что такое прямая речь, диалог? Приведите пример (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.).
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
1. Что такое простое предложение? Чем они отличаются друг от друга в пунктуационном оформлении? (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц. В прямой речи в отличии от диалога используются кавычки, в диалоге — тире в начале реплики. В остальном знаки препинания совпадают).
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) повторение ранее изученного материала (адаптировано для всех уровней).
Прямая речь
Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
Например. И.С. Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу».
Слова автора Прямая речь
А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.
Например.
Петя спросил: «Какая сегодня погода?» А: «П?»
«Хорошая», — ответил я. «П», — а.
Четкое разграничение прямой речи и слов автора — опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.
6. Работа над темой урока
Схемы предложений с прямой речью
Прямая речь перед словами автора | Прямая речь после слов автора | Слова автора внутри прямой речи |
«П!» — а. «Давай быстрее!» — сказала мама. «П?» — а. «Ты будешь завтракать?» — спросила бабушка. «П», — а. «Я хочу поиграть», — ответил брат. | А: «П!» Мама сказала: «Давай быстрее!» А: «П?» Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?» А: «П». Брат ответил: «Я хочу поиграть». | «П, — а. — П». «Я хочу поиграть, — ответил брат. — Присоединяйся ко мне». «П, — а, — п». «Я хочу поиграть. — ответил брат, — а ты мне только мешаешь». |
Диалог
Диалог — разговор двух или нескольких лиц.
Знаки препинания в диалоге
Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.
Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек).
Например.
** Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др.
Примечание. Теоретическая информация урока также представлена в виде слайдовой презентации.
в) закрепление изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения».
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения».
1 . Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернетесь?» — поинтересовалась она.
Ответ. (Прямая речь. Слова автора.)
1 . Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернетесь?» — поинтересовалась она.
Задание 2.
Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
А: «П». | «П!» - а. | «П?» - а. | «П, – а, – п». |
| | | |
«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Ответ.
А: «П». | «П!» - а. | «П?» - а. | «П, – а, – п». |
3 | 1 | 4 | 2 |
Задание 3.
Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.
Методический комментарий для учащихся: дополните предложения прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.
Маша сказала: «...».
«...?» - спрашивали дети.
«...!» - крикнул Петя.
Мама спросила: «...?»
«..., - сказал я. - ...».
Папа пригрозил: «...!»
Возможный ответ. 1. Маша сказала: «Очень приятно». 2. «Как ты мог?» - спрашивали дети. 3. «Я тебя не боюсь!» - крикнул Петя. 4. Мама спросила: «Почему Коля плакал?». 5. «Он получил двойку, - сказал я. - и боится признаться». 6. Папа пригрозил: «Не возьму вас в зоопарк!»
Задание 4.
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2-х предложений.
1. Какая у тебя славная сабля и ранец!» сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!
3. Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил А зачем мне туда лезть?
Ответ. 1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма. «П!» - а.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!» А: «П!» 3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево. «П», - а. 4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?». А: «П?»
Задание 5.
Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Знакомство с новым другом». Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.
Уровень В.
Задание 1.
Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.
1 . «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», — советовала старая утка.
2. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!»
3. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» — проговорил заяц.
4. Она с надеждой спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»
5. «Неужели река замерзнет?» — думала Серая Шейка.
6. Маша посмотрела на него и ответила: «Мне все равно».
О твет. (Прямая речь. Слова автора.)
«Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», — советовала старая утка. Повествовательное.
Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!» Побудительное.
«Ах, как ты меня напугала, глупая!» — проговорил заяц. Повествовательное.
О на с надеждой спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» Вопросительное.
«Неужели река замерзнет?» — думала Серая Шейка. Вопросительное.
Маша посмотрела на него и ответила: «Мне все равно». Повествовательное.
Задание 2.
Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
А: «П!» | «П?» - а. | «П!» - а. | «П? — а. — П». | А: «П». | А: «П?» |
| | | | | |
«Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение.
«Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши.
За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?».
Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!».
Проводник сказал: «Через десять минут ваша станция».
«А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».
Ответ.
А: «П!» | «П?» - а. | «П!» - а. | «П? — а. — П». | А: «П». | А: «П?» |
4 | 2 | 1 | 6 | 5 | 3 |
Задание 3.
Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.
Методический комментарий для учащихся: Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.
Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!
Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.
Пришла зима. Ответила мама.
Маша сказала. Мы будем лепить снеговика с папой завтра.
Куда вы поедете летом? Спросила учительница.
Малыш интересовался. Почему идет снег?
Ответ. 1. Пишут птицы и зверушки: «Сделай нам кормушки!» 2. «Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице», — сказала девочка. 3. «Пришла зима», — ответила мама. 4. Маша сказала: «Мы будем лепить снеговика с папой завтра». 5. «Куда вы поедете летом?» — спросила учительница. 6. Малыш интересовался: «Почему идет снег?»
Задание 4.
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, исправьте пунктуационные ошибки. Составьте схемы 2-х предложений.
Солдат приказал - «Тогда обвязывай меня веревкой!».
Ведьма с нетерпением спросила: - Огниво взял?
Эх, чуть не забыл! : воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
«Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво, ответила ведьма.
Ответ. 1. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!». А: «П!» 2. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?». А: «П?» 3. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом. «П!» - а. 4. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма. «П», - а.
Задание 5.
Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок другу, которого не оказалось дома, разговор с его бабушкой). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.
1 . «А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса.
2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», — ответила Серая Шейка.
3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник».
4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»
5. «Ты уверен?» — переспросил я.
6. Он мечтательно воскликнул: «Вот бы мне покататься на таком корабле!»
О твет. (Прямая речь. Слова автора.)
«А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса. Повествовательное.
«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», — ответила Серая Шейка. Повествовательное.
Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник». Повествовательное.
Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?» Вопросительное.
« Ты уверен?» — переспросил я. Вопросительное.
Он мечтательно посмотрел на море и прокричал: «Возьмите меня с собой на корабль!» Побудительное.
Задание 2.
Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
А: «П!» | «П», - а. | «П!» - а. | «П! — а. — П!». | А: «П». | А: «П?» |
| | | | | |
«Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!»
«Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница.
«Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун.
Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца: видеть я б хотел отца».
Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!»
Ответ.
А: «П!» | «П», - а. | «П!» - а. | «П! — а. — П!». | А: «П». | А: «П?» |
6 | 3 | 2 | 1 | 4 | 5 |
Задание 3.
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Леопольд, мы сдаемся! прокричали мыши, плавая в стакане газировки.
Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу, взмолился Иван Царевич.
Облизнулся волк и спрашивает Куда ты идешь, Красная Шапочка
Едет лисица на волке и потихоньку поет Битый небитого везет, битый небитого везет!.
Сивка-Бурка, вещий каурка! закричал Иванушка-дурачок. Стань передо мной как лист перед травой!
Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. Вы дадите нам три корочки хлеба?
Ответ. 1. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки. «П», – а. 2. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич. «П?» – а. 3. Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». А: «П?» 4. Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!». А: «П!» 5. «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!» «П! – а. – П!» 6. «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?» «П, – а. – П?»