Урок математики по теме «Прибавление и вычитание числа 3» 1 класс «Школа России» М.И. Моро, С.И. Волкова
Цель: обеспечить усвоение учениками знаний о способе прибавления и вычитания числа 3
Задачи:
Обучающие: в результате практических действий и наблюдений учиться выполнять сложение и вычитание вида +3,-3; формировать умения решать задачи, строить схему к задаче.
Развивающие:
развивать умение определять и формулировать задачи и тему урока и самостоятельно искать пути решения этих задач;
развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка;
развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, желание отстаивать свою точку зрения, умение участвовать в диалоге, соблюдать при этом коммуникативную культуру.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать выражения данного вида, оценивать себя, границы своего знания, работать в паре и оценивать товарища
Ход урока
Организация начала урока (мотивация к учебной деятельности)
- В первый день зимы к нам пришли гости. Посмотрите на них. Улыбнитесь им, улыбнитесь мне и друг другу.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся. Садитесь.
-Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите и за работу.
Сегодня к нам пришел ещё один гость. А кто он догадайтесь сами:
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (Снеговик)
- Он приготовил нам сюрприз, но сначала хочет научить нас чему то новому и узнать чему мы уже научились.
- Чтобы показать ему что вы умеете, вы должны будете хорошо работать на уроке, быть внимательными, верно выполнять задания.
Актуализация опорных знаний.
Устный счёт.
- Сосчитайте 1 ряд: от 10 до 1, 2ой ряд от 3 до 6, 3ий ряд от 7 до 4
- А теперь девочки от 1 до 10 через один
- И мальчики от 2 до 10 через один
2. Игра «Проверь меня» (1 у доски, остальные задают вопросы)
3. Игра «Снежки» (с веерами)
Ребята, наш Снеговик сделал из снега много снежков для игры, но вот беда он так увлекся делом, что потерял в снегу варежку. Надо помочь её найти. Будем играть в снежки и найдем варежку.
- Что заметили, когда выполняли это задание? (+ 1 и – 1)
- Какое правило прибавления числа 1и вычитания числа 1 мы знаем? (отвечают)
Снеговик спрашивает: Примеры вы решать умеете, а задачи сможете решить? (да)
4. Решение задач (с веерами или кассой цифр)
– Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (5)
– Какой пример к этой задачи вы составили? 7-2=5
– Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша.
А сколько груш осталось? (2)
– Какой пример к этой задачи вы составили? 4-2=2
– Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6)
– Какой пример к этой задачи вы составили? 4+2=6
– Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4) 2+2=4
– Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (8) 5+3=8
Семь гусей пустились в путь.
Три решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте дети сами. (4) 7-3=4
- Ребята, посмотрите внимательно на решения задач. Разделите их на две группы (выражения на сложение и выражения на вычитание)
- Прочитайте по-разному эти выражения.
- В каждом столбике есть выражения на +2 и -2. Как мы к числу прибавляем 2, вычитаем 2?
Постановка темы и учебной задачи
В каждом столбике есть лишнее выражение. Найдите его.(5+3=8, 7-3=4)
- Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Прибавление и вычитание числа 3)
- Какую цель поставим? (научиться прибавлять и вычитать число 3)
- Для чего нам это нужно знать? (чтобы решать примеры и задачи)
- Расскажите, что вы можете сказать о числе 3. (предыдущее 2, последующее 4, соседи 2 и 4, состоит из 2 и 1, 1 и 2, 3 и 0, 0 и 3)
Физминутка Снеговик предлагает нам отдохнуть.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Изучение нового материала.
Нам пригодится пенал с фишками.
- Итак нам нужно к числу 5 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3. Мы умеем прибавлять
только 1 и 2.
-Как же вы предлагаете это сделать? (мы можем прибавлять 3 по частям).
-Положите 5 красных кругов. Справа положите 3 синих квадрата . Как можно прибавить 3 по частям? (сначала 1, потом еще 1, а потом еще 1). Как это можно записать? 5+1+1+1.
- А еще как? (Положить сначала 2 квадрата, потом 1 - 5+2+1).
- Еще есть способ? (есть, нужно сначала 1 квадрат положить, а потом еще 2 – 5+1+2).
- Сделайте вывод: как можно прибавить число 3?(…+1+1+1, или …1+2, или …2+1).
А теперь нам необходимо из числа 5 вычесть 3. Положим 5 желтых кружков. Как будем вычитать? Из 5 кружков заберем 2, а потом 1. Как это запишем? 5-2-1, Еще есть способ?
От 5 кружков взять 1, а потом 2. Какое запишем выражение? 5-1-2
Сделайте вывод: как можно вычесть число 3? (можно сначала вычесть по 1…-1-1-1, или …1- 2, или 2-1).
Да вы у меня просто молодцы. Сами всё рассказали, как решать новые выражения. А может мы с вами неправильно решали. Давайте посмотрим , как нам авторы учебника об этом рассказывают. (Компьютер) .
Первичное закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 104.
- Рассмотрите выражения и рисунки к ним. Объясните, как прибавляли к 6 число 3.
(К 6 прибавили 2 , получилось 8, к 8 прибавили 1 получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9.) (Если к 6 прибавить 1, получится 7, к 7 прибавить 2, получится 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9.
Из 9 вычесть 3( Если из 9 вычесть 2 получится 7, из 7 вычесть 1 получится 6. Значит из 9 вычесть 3 получится 6 . Если из 9 вычесть 1 получится 8, из 8 вычесть 2 получится 6. Значит, из 9 вычесть 3 получится 6.
- Итак, какой вывод сделаем? Мы были правы или нет?(правы)
- учебник № 1 первый столбик все вместе хором.
- 2ой и 3ий столбики в парах. Как пара готова, так домик показываете.
7. Физминутка ГОРКА (дети поднимают руки вверх),
ЯМА (дети приседают),
ДОРОГА (руки в стороны),
ТРОПКА (руки перед собой). Пришли.
Включение в систему знаний.
(Самостоятельная работа Р.т. с. 38 задание 2 (Проверка на слайде)
Закрепление пройденного материала
- Снеговик приготовил для вас конвертики. Давайте посмотрим, что там?
- Что это? (Части задачи) (слайд)
- Что такое условие задачи, вопрос?
Работа в четвёрках (конверты на столах) учебник по закладке № 4 и № 5
? (Если время есть, то р.т. с. 38 № 1)
Подведение итогов.
- Чему научились на уроке? (прибавлять и вычитать число 3)
- Как можно прибавить число 3? (по частям)
- Как можно вычесть число 3?
Рефлексия.
-Я хочу, чтобы вы показали с помощью смайликов ваше настроение.
-А как вы думаете, какое настроение у меня и у Снеговика? Очень хорошее. А почему?
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились!
-Снеговичок приготовил для вас сюрприз – это ёлочки. У нас ещё есть время нарядить их до Нового года. А ещё он приготовил задание-раскраску для выполнения дома. Кто хочет выполнить его? (это по желанию)