СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приблизительные ответы на вопросы ОКР для учащихся заочного отделения

Нажмите, чтобы узнать подробности

приблизительные ответы по вопросам ОКР для учащихся заочной формы получения образования

Просмотр содержимого документа
«Приблизительные ответы на вопросы ОКР для учащихся заочного отделения»


1. Охарактеризовать основные параметры музыки как вида искусства .


Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразованная с помощью его творческого мышления и воображения. Результатом этого отражения-преобразования является художественный образ.

Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить познаваемый мир как можно полнее, поэтому у каждого искусства есть свои особенности. Для музыкального искусства характерно следующее.

Музыка является искусством выразительным — она выражает чувства, настроения, переживания, отношения, отражая эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, графика и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино). Однако в музыке (особенно в музыке для детей) часто присутствует и изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря чему она отражает смену эмоций, настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от пространственных искусств (живопись,

скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец,

театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления человека.

Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Музыкальная интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно», может состоять из нескольких звуков) несет информацию, воспринимаемую людьми различного возраста, пола, происхождения схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.). Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

Музыка — это искусство исполнительское. Она требует посредника между создателем и слушателем. Таким посредником является исполнитель, который как бы «расшифровывает» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.


Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые условно можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражены в музыке (кто «главный герой»): образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин – образ отдельного человека, хор «Славься» в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.); образы характеров и настроений, чаще всего отраженных в камерных произведениях, в названиях которых зафиксирована программа понимания образа (Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р. Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и др.); музыкальные портреты животных, образы растений (К. Сен - Санс, сюита «Карнавал животных»; Н.А. Римский –Корсаков, «Полет шмеля»; П.И. Чайковский, «Подснежник» и др.); образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»; А. Вивальди, 4 концерта «Времена года»; Э. Григ «Утро»; Г.В. Свиридов «Дождик»


сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.К. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном»; образы балетов П.И.Чайковского и др.)


2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта (образы добра и зла, света и тьмы и др.).

3.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героические и др.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.).

4.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.).


3. Основные свойства музыкального звука.

Понятие звука

Звук — это объективно существующее в природе физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела (туго натянутой струны или мембраны, голосовых связок, металлической или деревянной пластины, воздушного столба, заполняющего корпус духовых инструментов и т.п.), в результате чего образуются звуковые волны, воспринимаемые ухом и преобразуемые в нем в нервные импульсы.

Звуковыми волнами называются периодически чередующиеся сгущения и разрешения в окружающей упругой — например воздушной (то есть газовой) — среде (звукопроводящими средами являются также жидкости и твердые тела), вне которой, как, скажем, в вакууме, звук возникнуть вообще не может. Звуковые волны, распространяющиеся в атмосфере от источника звука равномерно во все стороны (подобно радиоволнам), воспринимаются органами нашего слуха и при помощи определенных участков нервной системы передаются в головной мозг, где и осознаются как конкретные звуки.В окружающей нас природе существует огромное количество самых разнообразных звуков, которые распадаются на две группы: звуки с определенной высотой (так называемые музыкальные звуки) и с неопределенной высотой (шумы). Музыкальные звуки, имеющие определенную высоту, в отличие от шумовых, обладают еще целым рядом отличительных свойств и составляют основу (то есть звуковой фонд) музыки, использование же шумовых звуков ограничивается лишь эпизодическим применением некоторых из них в отдельных музыкальных произведениях для достижения тех или иных эффектов*[Для этих целей служат, например, такие инструменты, относящиеся к семейству ударных, как тарелки, бубен, тамтам, большой и малый барабаны и другие, обычно входящие в состав как большого симфонического оркестра, так и оркестров иных профилей.]

Свойства музыкальных звуков

Любой музыкальный звук имеет четыре основных свойства, которые мы воспринимаем как проявления тех или иных качеств звука:

1) высота,

2) длительность,

3) громкость,

4) тембр.

Эти свойства обусловливаются различными физическими предпосылками

Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела и находится от нее в прямой зависимости: чем больше колебаний в единицу времени (за которую принимается секунда) делает источник звука, тем выше будет звук, и наоборот, при уменьшении количества колебаний звук понижается.В свою очередь, число колебаний в секунду зависит от величины (длины и толщины) и упругости звучащего тела. Возьмем для примера струну. Чем она длиннее (при прочих равных условиях), тем реже ее колебания и, соответственно, тем ниже звук, издаваемый ею. И наоборот, чем струна короче, тем чаще колебания и тем выше звук. Такая же зависимость обычно наблюдается и в отношении поперечного сечения: чем оно больше (толще), тем реже будут производиться колебания и звук, соответственно, понизится, а чем меньше (тоньше) поперечное сечение, тем чаще возникают колебания и звук становится выше. Как видно, в обоих этих случаях обнаруживается обратная зависимость

Слуховой аппарат человека в состоянии воспринимать звуки в диапазоне частот приблизительно от 16 до 20 000 герц* [Герц (сокращенно Гц) — единица измерения частоты (в данном случае — колебаний в секунду), названная так по имени немецкого ученого-физика Генриха Герца.)], но верхние звуки этого диапазона люди слышат только в самом раннем детстве. С возрастом верхняя граница слышимых человеком звуков высокой частоты снижается примерно до 14000 колебаний в секунду. Однако наиболее точно и ясно человеческое ухо способно воспринимать высоту музыкального звука в более узких пределах — примерно от 16 до 4200 герц, и именно этот диапазон частот и используется в музыке*. (Если же говорить о вокальном искусстве, то общий объем диапазонов человеческих певческих голосов еще меньше — приблизительно от 60 до 1500 герц.]

В крайних же регистрах (то есть за пределами указанного диапазона) музыкальная высота воспринимается менее точно. Например, если звуки обладают частотой, превышающей 4200 герц, то еще можно отличить на слух в этом регистре, какой звук выше, а какой ниже, но интервальные соотношения установить при этом трудно. В таком высоком регистре практически невозможно узнать даже хорошо известную мелодию. Именно этими особенностями восприятия высоты звуков в крайних регистрах и обусловлено ограничение музыкального диапазона звуками указанных выше частот. Способность человеческого слуха наиболее точно воспринимать звуки в среднем регистре связана, по-видимому, с практикой человеческой речи и пения.

Длительностью звука называется выраженное в ритмических единицах время, в течение которого совершаются колебательные движения звучащего тела: чем больше времени продлятся колебания, тем протяженнее будет звук, и наоборот.

Громкость звука находится в прямой зависимости прежде всего от амплитуды* [Амплитудой (то есть размахом) колебания называется наибольшее расстояние между крайними точками отклонения колеблющегося упругого тела от его первоначального спокойного положения.] колебаний источника звука: чем она больше, тем громче звук, и наоборот, чем меньше амплитуда, тем тише будет звук. Кроме того, на восприятие громкости влияет расстояние от источника звука и отчасти частота колебаний. Так, при одинаковых амплитуде и расстоянииотисточника более громкими кажутся звуки среднего регистра В музыкальной практике громкость звука обозначается различными терминами: громкое звучание —

 forte (ит. — громко), fortissimo (превосходная степень от forte) и forte fortissimo (еще более громко, чем fortissimo); этому соответствуют знаки fffffff. В более редких случаях очень громкая звучность обозначается четырьмя знаками forte (ffff), а иногда и пятью (fffff). Аналогично обозначается и тихое звучание — p, pp, ррр (начальные буквы итальянского слова piano — тихо). Количество знаков р также может доходить изредка до четырех, даже пяти. (Обозначение ррррр можно найти, например, в партитуре Шестой симфонии П. Чайковского перед началом разработки первой части.)

Кроме основных обозначений можно встретить и производные: mf, mp (mezzo forte, mezzo piano), означающие источника Кроме основных обозначений можно встретить и производные: mf, mp (mezzo forte, mezzo piano), означающие, соответственно, — не очень громко, не очень тихо; sf, sp (subito forte, subito piano), чему соответствует: внезапно громко, внезапно тихо.

Для обозначения постепенного нарастания или ослабления звучания используются термины crescendo и diminuendo, заменяемые часто «вилками»:  и . Иногда к словамcrescendo и diminuendo добавляется обозначение росо а росо, что означает — постепенно, понемногу. Если термин crescendo (аналогично и diminuendo) должен действовать в течение нескольких тактов, обозначение пишется по слогам, разделенным пунктирными линиями: cre-scen-do, или к слову crescendo добавляется слово sempre (sempre crescendo— все время усиливая, вплоть до следующего обозначения).

Тембр. Тембром называется характер звучания, или окраска тука. Тембр зависит от многих причин, как объективного, так и субъективного свойства: конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (например, сорта дерева, состава металлического сплава и т. п.), способа звукоизвлечения и мастерства исполнителя, среды, в которой распространяется звук, и расстояния от его источника. Но особенно большое значение для формирования тембра музыкальных звуков имеет натуральный звукоряд.


2.Дать характеристику средствам музыкальной выразительности.



ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

МЕЛОДИЯ Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль. У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

ЛАД Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад. Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию. Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

РЕГИСТРЫ По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний. Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы. С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

РИТМ Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом. В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая. Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма. Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год. Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

МЕТР При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два. Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром. В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями. Сегодня поговорим о выразительных средствах музыки – темпе, гармонии, нюансах, штрихах, тембре и форме.

ТЕМП Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального произведения. Колыбельную, например, мы поем в медленном, спокойном темпе. А марш звучит размеренно, в темпе шага. Темпы в музыке обозначаются на итальянском языке. В начале произведения композитор указывает темп, а иногда и характер исполнения – в темпе вальса, в темпе марша, воодушевленно, мечтательно… Кроме равномерного и постоянного движения в музыке бывают отклонения от темпа, они делают музыку более эмоциональной, живой, естественной. Музыкальную речь с постепенными ускорениями и замедлениями можно сравнить с человеческой речью: какие-то фразы мы говорим более оживленно, ускоряя речь, а какие-то, наоборот, с замедлением. Эти замедления приходятся на окончания фраз. Изменение в темпе, а также темп произведения – важное средство музыкальной выразительности.

ГАРМОНИЯ Высота звуков, лад, ритм, темп неразрывно связаны друг с другом в любом произведении, даже в самом простом — в одноголосной песне. Но более полно, ярко песня раскрывается в многоголосном изложении — с подголосками и разделением мелодии на отдельные голоса. Многоголосная музыка, в которой одновременно звучат несколько мелодий-голосов, и каждый голос при этом самостоятелен и равноправен с другими, называется полифонической музыкой. Пример богатого многоголосия — народное пение, церковное хоровое пение. Расцвет полифонии приходится на первую половину восемнадцатого века. В это время немецкий композитор Бах создает хоровую и инструментальную полифоническую музыку. В произведениях Баха выразительные мелодии отдельных голосов сплетаются в единое целое. Голоса полифонии образуют в единстве стройность и логичность формы. Многоголосная музыка, в которой один голос – ведущий, а остальные – сопровождающие – называется гомофонической. Одновременно звучащие голоса образуют последовательность аккордов, которые называются гармонией. Гармония тесно связана с мелодией. Гармония дополняет, обогащает мелодию выразительными красками, помогает раскрыть содержание и смысл мелодии и выступает в роли выразительного средства. Музыка ярче и выразительнее, когда мелодия звучит в сочетании с гармонией.

НЮАНСЫ Характер и содержание произведения требуют исполнения с разной силой звучания – от очень тихого – pianissimo- pp (пианиссимо), тихого – piano- p (пиано) до громкого – forte – f (форте) и очень громкого – ff (fortissimo). Возможно еще и не очень громкое исполнение – меццо-форте – mf (mezzo-forte) и не очень тихое исполнение – меццо-пиано – mp (mezzo-) piano. Динамические оттенки – важное средство музыкальной выразительности. Они превращают исполняемое произведение в красочное, яркое художественное произведение, а исполнение делают выразительным и эмоциональным. Иногда исполнение требует сопоставления контрастной динамики, но в любом произведении присутствует постепенное усиление и постепенное ослабление динамики — нюансы крещендо и диминуэндо. Крещендо — постепенное усиление динамики на небольшом отрезке мелодии. Диминуэндо – постепенное ослабление динамики на небольшом отрезке мелодии. Выразительное и техничное исполнение предполагает обязательное использование крещендо и диминуэндо в любом произведении. С помощью этих нюансов – диминуэндо и крещендо – мы выделяем опорные, кульминационные звуки в фразах, оттеняем мелодию.

ШТРИХИ Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения. Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение. Staccato— (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками. Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.

ТЕМБР Еще одно важное средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов. У каждого инструмента своя окраска – у скрипки серебристый, нежный, пленительный звук, у виолончели – мягкий, глубокий. Голос контральто обладает сочным грудным тембром, а колоратурное сопрано – искристое и звонкое. В исполнении ансамбля скрипачей послушайте пьесу «Забвение». Композитор — Астор Пьяццолла. А сейчас давайте послушаем как звучат в оркестре народные инструменты Красочные тембры оркестровых инструментов соединены в единое неразрывное целое с богатством гармонии, красотой и выразительностью оркестровки. Всей палитрой красок звуковых тембров обладает симфонический оркестр. Тембр вокалиста – выразительное средство в вокальной музыке. Красота голоса зависит в первую очередь от тембра – окраски и насыщенности.

ФОРМА Музыкальное произведение строится и исполняется по определенным законам, в основе которых лежит структура произведения и форма. Музыка, как и литературное произведение, проживается во времени. В произведении есть части, главы, фразы. Они сменяют друг друга, создавая действие, основанное на контрасте, сопоставлении, повторе. Последовательность частей создает определенное построение, называемое формой произведения. Это может быть двух, трехчастная форма, куплетная, сонатное аллегро, сюита, рондо, сонатно-симфонический цикл. В каждой форме свои закономерности и логика. Самая простая форма музыкального сочинения – период – форма, в которой выражена завершенная музыкальная мысль. Период делится (в основном) на два предложения, а предложение – на фразы. Фразы, в свою очередь, делятся на мотивы. Мотив – самая мелкая часть музыкальной речи. Когда музыкант исполняет произведение, понимая смысл построения сочинения, придерживается структуры произведения – выделяет предложения, фразы, мотивы, и более крупные построения – части – исполнение становится выразительным и понятным. А прием такого исполнения называется фразировкой. Фразировка предполагает наличие кульминаций в фразах, разделение построений, которое называется цезурой. Ирина Анищенко

ДИНАМИКА……Фактура



4. Значение музыкально-дидактической игры и пособий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста



Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая

взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

2.Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального

воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание

детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Усилить занимательность музыкально-дидактической игры можно, по мнению Н.А. Ветлугиной, включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоциональнообразным и смысловым содержанисм музыкального произведения, облегчает ребенку

процесс постижения музыкального образа и средств его художественного

воплощения». Однако сюжетные музыкально-дидактические игры автором непредставлены.

Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкальнодидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитсльиости как темп,динамика, регистр, тембр. Основываясь на утверждении Б.М. Теплова о необходимости привлечения внемузыкальных средств на начальном этапе

формирования музыкальных представлений у детей, Л. Н. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те

стороны музыкального объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой

наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки), наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание

музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах. Освоение детьми программного материала

осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями

воспитателя. Согласно полученным автором результатам, использование музыкальнодидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

Э. П. Костина, которая применяла систему музыкально-дидактических игр

наглядно-предметного типа в качестве средств обучения для формирования

восприятия свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических отношений,

тембровой окраски, динамических оттенков) и активизации самостоятельной

музыкально-игровой деятельности. Эффективность игр изучалась в сравнительновозрастном аспекте в работе с детьми от четырех до семи лет. Автором разработаны интересные музыкально-дидактические игры, каждая из которых направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Обучение строится на освоении (непрерывном и последовательном) серии музыкально-дидактических игр.

Оно осуществляется в несколько этапов: первоначальная ориентировка в способах

самостоятельных действий на занятиях; освоение их в условиях ознакомления с игрой в учебной деятельности; применение знакомых игр вне занятий, но с помощью

педагога; самостоятельное применение игр детьми по их выбору и инициативе в самостоятельном музицировании. Э.П. Костиной установлено, что структура и функции музыкально-дидактических игр могут изменяться в зависимости от

конкретных дидактических задач, а также от возраста детей. Предложенные автором

музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников

способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, а также

выступают в качестве ценного дидактического материала для практической

деятельности педагогов. Важным является замечание Э.П. Костиной о том, что в процессе музыкально-дидактических игр дети с низким уровнем музыкального развития проявляли большую активность, чем это наблюдалось за ними в других видах музыкальной деятельности.

Классификации музыкально-дидактических игр

Основная цель музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, помощь в доступной игровой форме разобраться в звуках по высоте, развитие у них тембрового и динамического чувства, побуждение к самостоятельному применению знаний.

Дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения, форма обучения, средство музыкального образования и развития ребёнка.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок во время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Существуют различные классификации игр. Н.А. Ветлугина, например, предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различение игровых действий детей. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

А.Н. Зимина в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры подразделяет на три вида:

  1. Спокойное музицирование.

  2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

  3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картину, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамику действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются 2 или 3 круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки - помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки- имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А того, чтобы вызвать у детей интерес в игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются - по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два - три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.

Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя - тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.

С детьми средней группы последовательно проводится все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, не озвученными инструментами и др.). Наличие определенного музыкального опыта позволяет им быть достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни.

Как показывает практика, игры типа «спокойное музицирование» обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.

Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука. Например, «Тише - громче запоем» - по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче - тише) звучания песни или инструментального музыкального произведения, исполняемого педагогом. Многим одновременная ориентировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных - скованнее.

В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, «нотные тетради», музыкальные часы, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия «Спой песенку», «Помоги Снегурочке пройти на елку», не озвученные проигрыватели и пианино, на которых дети «играют», используя «нотные тетради».

Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспитания АПН. Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны воспринимать детьми целостно, и в то же время, им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушки, бубна, барабана, дудочки и т.д.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Радынова О.П. классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль.

В основу классификации игр Комиссаровой Л.Н. положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). В связи с этим даны четыре вида игр:

1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство.

3. Игры, развивающие тембровый слух.

4. Игры, развивающие динамический слух.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр. Так, для детей средней группы игры разработаны по типу разрезных картинок: детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры, затем по ходу игры ребенок, правильно узнавший звук, получает одну четверть такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты.

Новикова Г.П. проводит такую классификацию музыкально-дидактических игр:

1. Игры с игрушками;

2. Игры с картинками;

3. Игры хороводные;

4. Игры подвижные.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» приводится репертуар музыкально-дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.

Таким образом, музыкально-дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют сенсорному развитию детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!