Тема урока: Причастие. Деепричастие.
Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме; совершенствовать правописные навыки; 2. развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля; 3. привить интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: анализ, сравнение, обобщение, систематизация материала.
Приемы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация, дифференцированный раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Настроить класс на урок.
- Что обозначают глаголы?
- Что обозначают причастия?
- Что обозначают деепричастия?
2. Грамматическая задача.
- Определите части речи по суффиксам: -л-, -в-, -вши-, -а-, -я-, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.
3. Индивидуальный опрос по теме "Признаки глагола и имени прилагательного у причастия".
- Запишите план ответа товарища.
Признаки глагола Признаки прилагательного 1) Образуются от глагола. 1) Отвечают на вопрос какой? 2) Возвратность, вид, время. 2) Изменяются по падежам, числам, 3) Могут управлять, как и глагол, родам. существительными и местоимениями. 3) Согласуются с именами существит.
4. Самоопределение деятельности. Повторение образования причастий и деепричастий.
- Заполните таблицы образования причастий и деепричастий с использованием "+" и "-".
Образование причастий
От каких глаголов образуются | Действительные -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-. | Страдательные -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т- |
Переходные не совершенного вида | | |
Переходные совершенного вида | | |
Непереходные несовершенного вида | | |
Непереходные совершенного вида | | |
Образование деепричастий
От каких глаголов образуются | Деепричастия несовершенного вида -а-, -я-. | Деепричастия совершенного вида -в-, -вши. |
Несовершенного вида | | |
Совершенного вида | | |
- Образуйте от глаголов читать, прочитать, купаться, выкупаться возможные причастия и деепричастия. Взаимопроверка.
5. Повторение правописаний причастий и деепричастий.
- Составьте и запишите предложения с разделительным и слитным написанием не с причастием исследованный. Составьте схему о слитном и раздельном правописании не с причастиями. (работа в парах)
6. Распределительно-проверочная работа с дифференцированным раздаточным материалом.
- Используя таблицу, выпишите в 4 столбика прилагательные и причастия, подчеркните н и нн.
Прилагательные, образованные от существительных | Прилагательные, образованные от причастий | Причастия |
полные | краткие |
| | |
Повышенный уровень: созданный документ, сожженное письмо, запутанное объяснение, революционный шаг, искусственный мех, глиняный кувшин, нестриженный ребенок, деревянный дом, нарисованный портрет, вскипяченное молоко, замечание ценно.
Базовый уровень: уроки выучены, ломаная линия, жженый сахар, варенье сварено, искусно плетенная корзина, копченая рыба.
7. Рефлексия.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Что у вас получилось лучше всего, а что вызвало затруднение?
8. Итоги урока.
- Как образуются причастия и деепричастия?
9. Домашнее задание.
Повышенный уровень: подготовить рассказ о наречии как о части речи, используя справочник.
Базовый уровень: упражнение 574, выполнить синтаксический разбор предложений.