I Организационный момент. | Приветствует учащихся, организует эмоциональный настрой при помощи игры «Мне нравится..» - Кому нравится, что сегодня яркий солнечный день? И т. д. | Принимают участие в игре «Мне нравится…», поднимают смайлики. | Смайлики |
II Стадия вызова. Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения. | Наблюдение над записью. Перед дальним путешествием сборы бывают интересными. Я ехал по земле, везде засеянной хлебом. Сорванные травы и цветы мы сушили в книгах. Задаёт вопрос: -Прочитайте предложения, определите общие грамматические признаки выделенных слов. Задаёт вопрос: -Чем отличаются выделенные слова? Записывает тему урока «Причастие как особая форма глагола». 2. Работа с таблицей «ЗХУ». Раздаёт школьникам графическую таблицу «Знаю –Хочу узнать – Узнал (а)» и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока, проверяет работы. Знаю | Хочу знать | 1.Причастие – это особая форма глагола. | 1.Что именно обозначает причастие? | 2.Причастие изучается в разделе «Морфология». | 2.Как изменяется причастие? | 3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). | 3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным? | 4.Причастие по смыслу схоже с глаголом. | 4.Какими членами предложения бывают причастия? | | 5.Как и от чего образуются причастия? | Категория информации | Источник информации | | | Задаёт вопрос: -Откуда у вас сведения о причастии? Предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе с ними заполняет графу «Категория информации», «Источники информации», после чего сообщает, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым они будут работать. | Изучают примеры. Отвечают на вопрос: -Все выделенные слова отвечают на вопросы: какие? какими? какой? -В предложениях все выделенные слова являются определениями. -Выделенные слова изменяются по числам (интересными – интересным, дальним – дальними, засеянной – засеянными, сорванные – сорванный). Отвечают на вопрос: -Слова дальним, интересными образованы от существительных, а слова засеянной, сорванные схожи с глаголами. -В словах засеянной, сорванные наблюдается признак по действию. Записывают тема урока. Самостоятельно заполняют две первые графы по теме урока, обсуждают информацию в парах. Отвечают на вопрос: -Прочитал в учебнике. -Слышал раньше от учителя. -Узнал от одноклассника. Изучают соответствующие графы таблицы. | Раздаточный материал (карточки с материалом для наблюдений). Рабочие тетради. Таблица «ЗХУ». Таблица «ЗХУ». |
II Стадия осмысления. Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями. | 1. Изучение параграфа учебника. Предлагает самостоятельно заполнить третью графу таблицы, проверяет работы. | Знакомятся с материалом параграфа учебника, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса пишут ответ, новое записывают ниже. Узнал (- а) | 1.Причастие обозначает признак предмета по действию. 2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в единственном числе). 3.Причастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, могут быть возвратными, имеют зависимые слова. Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму (страдательные), зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении. 4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме). 5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов. Новая информация 1.Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода. 2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках. 3.В русском языке причастие употребляется чаще в книжной речи. | | Учебники. |
III Стадия рефлексии. Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения. | 1. Продолжение работы с таблицей. Предлагает дополнить графы «Категория информации» и «Источник информации». 2. Дополнение графы «Хочу узнать» своими вопросами. Задаёт вопрос: -А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Задаёт вопрос: -Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы? 3. Составление кластера по теме. Предлагает работу в парах над кластером, проводит выборочно проверку. | Заполняют соответствующие графы таблицы. Ответы учащихся по графе «Категория информации»: -Начальная форма причастия. -Употребление причастий в русском языке. Ответы учащихся по графе «Источник информации»: -Материал параграфа. -Раздаточный материал учителя. Отвечают на вопрос: -Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов? -От всех ли глаголов можно образовать причастия? -Есть ли среди причастий антонимы и синонимы? Отвечают на вопрос: -Интернет. -Учебные пособия. -Справочники и энциклопедии. В парах работают над кластерами, после чего несколько групп представляют свои работы. | Таблица «ЗХУ». Таблица «ЗХУ». Варианты работ учащихся. |
V Подведение итогов. | Подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся, предлагает записать на стикерах своё пожелание. Задаёт домашнее задание: 1.Подготовить рассказ на лингвистическую тему, опираясь на структурно – логические схемы (кластеры). 2. Упр. 75 | Записывают свои пожелания на стикерах и крепят их на «Дереве желаний». Записывают домашнее задание. | «Дерево желаний». Стиккеры. Дневники. |