СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причастие как особая форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для учащихся 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Причастие как особая форма глагола"»

Тема: «Причастие как особая форма глагола»

Цели урока:

- познакомить учащихся с общей характеристикой причастий;

- формировать умений отличать причастия от прилагательных;

- развивать у учащихся способности к самостоятельной аналитической деятельности

через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом, творческие и логические

способности через составление структурно – логических схем (кластеров), умения

полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.



Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы


I Организационный момент.

Приветствует учащихся,

организует эмоциональный настрой при помощи игры «Мне нравится..»

- Кому нравится, что сегодня яркий солнечный день? И т. д.

Принимают участие в игре «Мне нравится…», поднимают смайлики.

Смайлики

II Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.


  1. Наблюдение над записью.

  • Перед дальним путешествием сборы бывают интересными.

  • Я ехал по земле, везде засеянной хлебом.

  • Сорванные травы и цветы мы сушили в книгах.

Задаёт вопрос:

-Прочитайте предложения, определите общие грамматические признаки выделенных слов.












Задаёт вопрос:

-Чем отличаются выделенные слова?









Записывает тему урока «Причастие как особая форма глагола».



2. Работа с таблицей «ЗХУ».

Раздаёт школьникам графическую таблицу «Знаю –Хочу узнать – Узнал (а)» и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока, проверяет работы.


Знаю

Хочу знать


1.Причастие – это особая форма глагола.

1.Что именно обозначает причастие?

2.Причастие изучается в разделе «Морфология».

2.Как изменяется причастие?


3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении).

3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?


4.Причастие по смыслу схоже с глаголом.

4.Какими членами предложения бывают причастия?


5.Как и от чего образуются причастия?

Категория информации

Источник информации





Задаёт вопрос:

-Откуда у вас сведения о причастии?






Предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе с ними заполняет графу «Категория информации», «Источники информации», после чего сообщает, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым они будут работать.


Изучают примеры.








Отвечают на вопрос:

-Все выделенные слова отвечают на вопросы: какие? какими? какой?

-В предложениях все выделенные слова являются определениями.

-Выделенные слова изменяются по числам (интересными – интересным, дальним – дальними, засеянной – засеянными, сорванные – сорванный).


Отвечают на вопрос:

-Слова дальним, интересными образованы от существительных, а слова засеянной, сорванные схожи с глаголами.

-В словах засеянной, сорванные наблюдается признак по действию.


Записывают тема урока.




Самостоятельно заполняют две первые графы по теме урока, обсуждают информацию в парах.
























Отвечают на вопрос:

-Прочитал в учебнике.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника.



Изучают соответствующие графы таблицы.

Раздаточный материал

(карточки с материалом для наблюдений).






























Рабочие тетради.



Таблица «ЗХУ».

































Таблица «ЗХУ».

II Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.


1. Изучение параграфа учебника.

Предлагает самостоятельно заполнить третью графу таблицы, проверяет работы.




Знакомятся с материалом параграфа учебника, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса пишут ответ, новое записывают ниже.

Узнал (- а)

1.Причастие обозначает признак предмета по действию.

2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в единственном числе).

3.Причастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, могут быть возвратными, имеют зависимые слова.

Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму (страдательные), зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Новая информация

1.Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода.

2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках.

3.В русском языке причастие употребляется чаще в книжной речи.


Учебники.










































III Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.


1. Продолжение работы с таблицей. Предлагает дополнить графы «Категория информации» и «Источник информации».














2. Дополнение графы «Хочу узнать» своими вопросами.

Задаёт вопрос:

-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии?










Задаёт вопрос:

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?



3. Составление кластера по теме.

Предлагает работу в парах над кластером, проводит выборочно проверку.

Заполняют соответствующие графы таблицы.

Ответы учащихся по графе «Категория информации»:

-Начальная форма причастия.

-Употребление причастий в русском языке.

Ответы учащихся по графе «Источник информации»:

-Материал параграфа.

-Раздаточный материал учителя.


Отвечают на вопрос:

-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?

-От всех ли глаголов можно образовать причастия?

-Есть ли среди причастий антонимы и синонимы?


Отвечают на вопрос:

-Интернет.

-Учебные пособия.

-Справочники и энциклопедии.


В парах работают над кластерами, после чего несколько групп представляют свои работы.

Таблица «ЗХУ».
















Таблица «ЗХУ».



















Варианты работ учащихся.


IV Рефлексия.


Задаёт вопросы:

- Что такое причастие?

- Почему его называют особой формой глагола?

- Какими морфологическими признаками обладает причастие?

- Какова его синтаксическая роль?

Отвечают на вопросы.









V Подведение итогов.

Подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся, предлагает записать на стикерах своё пожелание.


Задаёт домашнее задание:

1.Подготовить рассказ на лингвистическую тему, опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

2. Упр. 75

Записывают свои пожелания на стикерах и крепят их на «Дереве желаний».



Записывают домашнее задание.

«Дерево желаний».

Стиккеры.




Дневники.











Варианты работ учащихся.

1

ПРИЧАСТИЕ



От прилагательного: от глагола:

род, число, падеж вид, время, зависимое

ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА слово




ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ




2

ПРИЧАСТИЕ





Признак по действию Какой? Какая? Какие?


Образовано от глагола



Н.ф.- И.п., ед.ч., м.р. Непостоянные признаки:

род, число, падеж



от прилагательного



3

ПРИЧАСТИЕ

Какой? Какая? Какое?

Какие?






ГЛАГОЛ

вид, время, зависимое слово

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Число, падеж,

род (в ед. числе)





Скачать

© 2018 776 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!