воспитание ответственного отношения к учебному труду
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: метод организации учебно-познавательной деятельности
Оборудование:
«Русский язык» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова, Г.Б.Мадиева. – Алматы: Атамұра, 2012.
ХОД УРОКА
«Причастие-«часть речи, причастная (т.е. близкая)
глаголу, в образе прилагательного».
(В.Даль)
«Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени
и глагола силу».
(М.Ломоносов)
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
(Для объяснения используем теннисный мячик)
2.1. У меня в руках мяч.
по форме – круглый;
по величине – маленький;
по материалу – резиновый, плюшевый, лохматый…
по назначению – теннисный.
Какие части речи мы использовали для этого. (Прилагательные)
Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета – постоянные или временные – они называют? (Постоянные)
2.2. Произведем (поиграем) с этим мячом некоторые действия.
Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…) Это признаки мяча по действию: падающий – падает (наст.вр.); летевший – летел (прош.вр.)
Какие признаки мы называем – постоянные или временные? (Временные)
А вот в будущем времени можно сказать – мяч падает (Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
Почему? (Временный признак в будущем времени быть не может)
(На экране появляется таблица)
МЯЧ
Какой? | Какой? |
Круглый Желтый Маленький Резиновый Плюшевый Лохматый ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | Падающий (от падать – сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать – сам прыгает) Упавший (от упасть – сам упал) Пойманный (кто-то поймал) ПРИЧАСТИЯ |
Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить синонимом (антонимом) – прилагательным (желтый – рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий – который летит).
2.3. Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
Сделаем вывод: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным. (На экране появляется таблица)
Признаки прилагательного, глагола, причастия…
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
Обозначает признак предмета | Обозначает действие предмета |
ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО | ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА |
1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении – определение и сказуемое | 1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении – сказуемое. |
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ |
1.Какой? Что делающий? 7.Возвратность. 2.Род. 8.Вид. 3.Падеж. 9.Время (наст.и прош.) 4.Полная и краткая формы. 10.Дейстствит. и страдат. 5.Число. 11.В предложении – определение 6.Согласуется с существительным. и сказуемое |
Сделаем вывод:
а) Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (имя существительное)
б) Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам, падежам)
в) Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова)
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
г) синтаксический разбор предложения: (Ученик у доски)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
Какими частями речи выражены определения?
Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой.
Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
Какие признаки глагола имеет причастие?
III. Закрепление изученного материала.
1. Найдите в предложениях причастия.
1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб.
2. Догоравший костёр ещё дымился.
3. Прочитанная книга лежала на полке.
4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.
2. Работа с учебником.
Составьте связный рассказ о причастии по плану:
а) что такое причастие;
б) что общего у причастия с причастием и глаголом;
в) какова синтаксическая роль причастия в предложении?
§ 5 стр. 22-23.
3. Работа в парах.
Обучающиеся рассказывают друг друга о причастии и выставляют оценки.
4. Запишите глаголы в первый столбик, образуйте причастие и запишите во второй столбик.
Делать делающий
Любить любящий
Читать читавший
Везти везший
Озарять озаряемые
Гнать гонимый
Прочитать прочитанный
Увидеть увиденная
Брить бритый
5. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Образуйте от глаголов причастия. Не забывайте, что вид и время глаголов должны сохраняться.
1) девочка, которая читает
2) воин, который сражался
3) делегация, которую встретили
4) задача, которую решают
5) земля, которую покрыл снег
Карточка 2.
Распределите слова по группам. В первую группу выпишите прилагательные, во вторую – причастия.
Теплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, черная ночь, мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный пол,
красные ягоды, последний лист, краснеющий закат, пламенна речь.
Карточка 3.
Образуйте от глаголов причастия. Не забывайте, что вид и время глаголов должны сохраняться.
Стрекоза, которая летает…
Солнце, которое сияет…
Задача, которую решили…
Листья, которые упали…
Малыш, который засыпает…
Ученик, который думает…
Карточка 4.
Найти словосочетание «прич. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.чернеющая пропасть;
2.чёрная ночь;
3.белого цвета;
4.спелый крыжовник;
6.тёплый дождь.
Карточка 5.
Найти словосочетание «прич. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.мокрый снег;
2.синее небо;
3.поспевающий крыжовник;
4.лаявшая собака;
5.тёмный горизонт.
Карточка 6.
Найти словосочетание «прил. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.висящая лампа;
2.висячая лампа;
3.летящая птица;
4.зеленеющая рожь;
5.летучая мышь;
6.зелёный дуб
Карточка 7.
Найти словосочетание «прил. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.читающий мальчик;
2.читальный зал;
3.созревающие зёрна;
4.скошенная трава;
5.каменный дом;
6.поющие птицы.
6. Стр. 24 упр. 51.
IV. Итог урока.
1. Причастие
2. Полное, краткое.
3. Изменяется, обозначает, отвечает.
4. Имеет признаки глагола и прилагательного.
5. Форма
V. Домашнее задание.
§ 5. Стр. 22-23 – правила. Упр. 52.
Карточка 1.
Образуйте от глаголов причастия. Не забывайте, что вид и время глаголов должны сохраняться.
1) девочка, которая читает
2) воин, который сражался
3) делегация, которую встретили
4) задача, которую решают
5) земля, которую покрыл снег
Карточка 2.
Распределите слова по группам. В первую группу выпишите прилагательные, во вторую – причастия.
Теплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, черная ночь, мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный пол,
красные ягоды, последний лист, краснеющий закат, пламенна речь.
Карточка 3.
Образуйте от глаголов причастия. Не забывайте, что вид и время глаголов должны сохраняться.
Стрекоза, которая летает…
Солнце, которое сияет…
Задача, которую решили…
Листья, которые упали…
Малыш, который засыпает…
Ученик, который думает…
Карточка 4.
Найти словосочетание «прич. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.чернеющая пропасть;
2.чёрная ночь;
3.белого цвета;
4.спелый крыжовник;
6.тёплый дождь.
Карточка 5.
Найти словосочетание «прич. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.мокрый снег;
2.синее небо;
3.поспевающий крыжовник;
4.лаявшая собака;
5.тёмный горизонт.
Карточка 6.
Найти словосочетание «прил. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.висящая лампа;
2.висячая лампа;
3.летящая птица;
4.зеленеющая рожь;
5.летучая мышь;
6.зелёный дуб
Карточка 7.
Найти словосочетание «прил. + сущ.» (сущ. – главное слово):
1.читающий мальчик;
2.читальный зал;
3.созревающие зёрна;
4.скошенная трава;
5.каменный дом;
6.поющие птицы.