СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока русского языка в 6 классе по теме «Причастие и деепричастие как особые формы глагола»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка открытого урока русского языка в 6 классе по теме "Причастие и деепричастие как особые формы глагола"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока русского языка в 6 классе по теме «Причастие и деепричастие как особые формы глагола»»

Разработка открытого урока русского языка в 6 классе по теме «Причастие и деепричастие как особые формы глагола»



Цель:

-формировать общее представление о причастии и деепричастии.



Задачи:

-учить видеть причастия и деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи;

-рассмотреть роль причастий и деепричастий в речи;

-развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас;

-воспитывать в детях любовь и уважение к родному языку.



Оборудование:

«Русский язык 6 класс» С. И. Львова, В. В. Львов, тетради, ручки, экран, таблицы, презентация «Похвала синквейну», тестовые задания по теме «Глагол».

























Ход урока.

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Мария Юрьевна.

Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворную работу.

(Звучит веселая музыка)

  1. Повторение пройденного материала по теме «Глагол».

-Что можно делать под эту музыку?

(Танцевать, веселиться, петь…)

-Какие части речи вы назвали?

(Глаголы)

-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. Мы сейчас проведем тестирование по теме «Глагол». Поможет нам компьютер. Кто желает проверить свои знания по теме «Глагол»?

(Вызывается к доске один желающий)

-Мы внимательно слушаем, вспоминаем пройденное, делаем пометки на черновиках и после окончания теста прокомментируем его.

(Проводится тестирование на компьютере, которое проецируется на экран, подводятся итоги)

-Вы хорошо знаете тему «Глагол» и со следующим заданием справитесь без труда.

Чтобы выполнить задание, которое я сейчас дам, разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с четырьмя словами. Задание: найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

1 карточка: притворился, бежал, слушал, улыбнувшись;

2 карточка: кричит, хранит, белеет, читающий;

3 карточка: смотрит, чистит, подглядывает, крикнув.

(Дети находят лишние слова: улыбнувшись, читающий, крикнув. Объясняют свой выбор.)

-Итак, мы нашли две необычные части речи. Они похожи на глагол, но это не глаголы. А что?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: причастие и деепричастие как особые формы глагола. Сегодня мы познакомимся с причастиями и деепричастиями, научимся их узнавать и решим, зачем они нам нужны.

IV. Работа над новой темой.

Как вы уже догадались, наши лишние слова из задания «Найди четвертое лишнее» и есть причастия и деепричастия. Возникает вопрос: как узнать, где причастия, а где деепричастия? Вы сейчас сами научитесь их узнавать. Откройте учебник на странице 35. Ваша задача: прочитать теоретический материал на странице 35 и выяснить, на какую часть речи кроме глагола похожи причастия, а на какую деепричастия.

(Самостоятельная работа детей.)

Во время самостоятельной работы детей учитель записывает на доске слова:

причесавшись играющий

читая умывающийся

сверкая бегущий



-Итак, на какую часть речи кроме глагола похоже деепричастие?

(На наречие, отвечает на вопросы наречия.) Учитель вешает на доску таблицу с вопросами наречия.

-На какую часть речи кроме глагола похоже причастие?

( На прилагательное, отвечает на вопросы прилагательного.) Учитель вешает на доску вопросы прилагательного.

-Пропустите строчку вниз и запишите слова, которые вы видите на доске в свои тетради. Определите, задавая вопросы к словам, в каком столбике деепричастия, а в каком причастия. Озаглавьте столбики.

(Дети определяют, доказывают, записывают.)

- Итак, мы узнали, что причастия и деепричастия образовались от глагола и поэтому называются особыми формами глагола. Мы научились узнавать причастия и деепричастия. А вот зачем же нужны причастия и деепричастия? Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав текст.

Писатель Д. И. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк « Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место в главе «Публика шарманщика» последнему не понравилось. “У меня,— пишет Григорович,— было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то,— раздраженно заговорил вдруг Достоевский,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...”

- Итак, ребята, зачем же нам нужны причасти и деепричастия?

(Они делают нашу речь живописнее.)

-Мы выяснили все, что собирались выяснить на сегодняшнем уроке. И чтобы подвести итог урока, мы сейчас придумаем синквейн.

(Проводится словарная работа с использованием презентации «Похвала синквейну» и составляется синквейн на тему «Деепричастие»)

Синквейн

1.Деепричастие

2.Особая, неизменяемая.

3.Обозначает, образуется, совмещает.

4.Делает речь образной, выразительной.

5.Форма.

V. Итоги урока. Д/з.

Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание: придумать синквейн на тему «Причастие».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!