СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие. Обобщение изученного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- закрепить знания о причастии. Для этого: дать понятие о причастии как о части речи, показать связь причастия с прилагательным и глаголом;  выявить грамматическое значение причастия, его синтаксическую функцию и роль в нашей речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки монологической речи.

Просмотр содержимого документа
«Причастие. Обобщение изученного.»

Причастие. Обобщение изученного.



Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы должны обобщить наши знания о причастии. Тема урока так и будет называться «Причастие. Обобщение изученного».

Запишем число и тему.

Цель урока- закрепить знания о причастии. Для этого:

- дать понятие о причастии как о части речи, показать связь причастия с прилагательным и глаголом;

- выявит грамматическое значение причастия, его синтаксическую функцию и роль в нашей речи;

- закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки монологической речи.

Итак, причастие как отдельная часть речи было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова. Само слово ряд ученых считают пришедшим из старославянского языка, где оно обозначало «сопричастность». В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает ряд следующих близких по семантике слов: «причастье – участье, прикосновенность,… сродство, соотношение, сопричастие, связь …» и далее так определяет причастие: «Причастие- это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» /слайд/. Это и будет эпиграфом нашего урока. Запишем его.

- Как вы понимаете слова Даля?

- Где звучит похожая мысль / в нашем разделе / в современном варианте?

Конечно, в определении причастия. Вспомним его. В определении есть слова : «Признак предмета по действию». Значит, есть и другие признаки предмета. Внимание на экран /слайды, работа с причастиями и прилагательными/.

Мы помним, что, в отличие от прилагательного, причастие можно заменить на выражение с глаголом, так как связано с ним по своему образованию. Для закрепления обратимся к стихотворению /слайд/. Итак, черты прилагательного у причастия: обозначает признак и отвечает на вопрос какой ? , но это признак по действию. Отсюда признаки глагола: вид и время.

-Что можно сказать об этих грамматических категориях, а также об изменении причастия?

На основе всего вышесказанного определим, где у нас причастие, а где прилагательное /слайд/. Итак, прилагательные бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

-А какие еще? Шуточная картинка поможет сделать наши знания о действительных и страдательных причастиях образными /слайд/. Действительные и страдательные причастия легко узнать по их морфемному строению.

-Какие суффиксы причастий вы знаете? /Слайд/. Определим, где в нашем списке действительные и страдательные причастия /слайд/. Теперь сверим с ответами, делая взаимопроверку.

- Сколько у нас «5», «4», «3»?

Понятно, что мы изучаем причастия, наверное, не просто для того, чтобы узнать его, а из практических соображений.

-Каких?

Правильно, мы должны быть грамотными людьми, и, в частности, надо узнавать причастия, чтобы затем обособить, т.е. выделить запятыми, причастный оборот.

-Что такое причастный оборот? Его синтаксическая функция? Знаки препинания при причастном обороте? /Слайды/. Попробуем узнать причастный оборот /слайд/. Сравним с ответами, используя опять взаимопроверку. Критерии те же.

-Каковы наши результаты?

Хорошо, это были готовые выражения с причастиями. Но нам надо и самим правильно употреблять причастия в речи. Исправим имеющиеся в предложениях ошибки /слайд/.

Один интересный пример из прошлого показывает, что с толком расставленные запятые могут не только составить о нас впечатление как о грамотном человеке, но и сэкономить кругленькую сумму. Познакомимся с историей под названием «Сколько стоит запятая?». Ваша задача - понять, какая хитрость помогла герою сохранить собственные капиталы, найти причастный оборот и расставить запятые / слайд /.

А сейчас немного отдохнем, используя известную вам игру «Летит по небу шар».

- Какие, ребята, орфограммы, связанные с причастием, мы изучили?

Поработаем над, пожалуй, одной из самых трудных тем не только в разделе причастия, но и во всем курсе орфографии – «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

-Как звучит правило? /Слайды/. Итак, задание /слайд/. Вставим –н- и –нн-.

Теперь попробуем взобраться на вершину орфографической грамотности самостоятельно /слайд/. Будьте внимательны: среди причастий и отглагольных прилагательных есть прилагательные, образованные от существительных, следовательно, надо будет использовать еще одну орфограмму. Вспомним ее. Начнем работу /слайд/. Взаимопроверку делаем в обычном режиме.

-Наши результаты?

Пока я проверяю тетради, проведем короткий орфографический практикум /слайд/. В предложенных выражениях надо кратко обозначить орфограммы, связанные с причастием. /Проверка/.

Сегодня на уроке мы проделали большую работу.

-Что повторили?

Итак, мы вспомнили, как находить причастия, разграничивать действительные и страдательные причастия, обособлять причастные обороты, выявлять орфограммы, связанные с причастием, и, действительно, увидели, что причастие – это «часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного».

Оценки.

Ваше домашнее задание – повторить еще раз тему «Причастие» и выполнить тест.

На этом урок окончен. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!