Трушина Е.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»
Зачет по теме «Причастие»
Цель урока: выявить степень усвоения учащимися теоретического материала по теме, сформированность учебно-языковых, правописных и речевых умений и навыков; способствовать повышению чувства личной ответственности каждого ученика за результаты учебы
Культура речи: целесообразное использование причастий в речи с учетом речевой ситуации.
Оборудование: Записи на доске. Дидактический материал. Схемы, таблицы.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Зачет по теме «Причастие».
1 вариант
-
Словарно-орфографический диктант.
Вяж..щий, вид..щий, вид..мый, называ..мый, завис..мый, изуче..ый, исписа..ый, задума..ый, искаж..ый, погруж..ый, приглуш..ый, кова..ый, перекова..ый, краше..ый, (не)сделанная работа, работа (не)сделана.
-
Ответьте на вопросы, используя причастия и причастные обороты. Запишите ответы, следя за орфографией слов и пунктуацией при причастном обороте; причастия и причастные обороты выделите графически.
-
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы:
(не)зависимый человек, (не)замеченная мною ошибка, (не)заслуже(нн,н)ый упрек, ничем (не)нарушаемая тишина, испуга(нн,н)ая птица, кале(нн,н)ые орехи, топле(нн,н)ое сало, растопле(нн,н)ое масло.
-
Запишите текст, согласуя причастия с определяемыми словами, обозначьте суффиксы причастий.
-
На (оголившийся) ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что (опавший) листья.
-
Неподвижны (склонившийся) к воде деревья.
-
Воздух был наполнен (мигающий) синеватыми искрами.
Выполните синтаксический и морфологический разбор первого предложения.
-
Списать, заменяя в предложениях, где это уместно, предложения со словом который причастным оборотом (постарайтесь избежать нагромождения причастий)
Охотское море.
В водах Охотского моря и на его берегах происходят природные явления, которые поражают своей силой. Гирлянда Курильских островов, которые окаймляют море с юго-востока, состоит из ряда потухших и действующих вулканов. При извержении подводных вулканов возникают землетрясения, которые вызывают огромные волны, которые обрушиваются на соседние берега. Эти волны, которые достигают нескольких десятков метров высоты, носят наименование «цунами».
2 вариант
1. Словарно-орфографический диктант.
Вяж..щий, вид..щий, вид..мый, называ..мый, завис..мый, изуче..ый, исписа..ый, задума..ый, искаж..ый, погруж..ый, приглуш..ый, кова..ый, перекова..ый, краше..ый, (не)сделанная работа, работа (не)сделана.
2. Запишите текст, образуя от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми (выделенными) словами. Выделите причастные обороты графически.
Необходимо, чтобы театр мог ответить на вопросы (возникать) в душе и разуме человека. В Кемерове состоятся музыкальные вечера артиста впервые (выступать) в этом городе. Мой товарищ прочитал много книг (написать) крупнейшими историками театра.
-
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы:
(не)зависимый человек, (не)замеченная мною ошибка, (не)заслуже(нн,н)ый упрек, ничем (не)нарушаемая тишина, испуга(нн,н)ая птица, кале(нн,н)ые орехи, топле(нн,н)ое сало, растопле(нн,н)ое масло.
-
Запишите текст, согласуя причастия с определяемыми словами, обозначьте суффиксы причастий.
-
На (оголившийся) ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что (опавший) листья.
-
Неподвижны (склонившийся) к воде деревья.
-
Воздух был наполнен (мигающий) синеватыми искрами.
Выполните синтаксический и морфологический разбор второго предложения.
-
Списать, вставить в текст причастия, используя данный материал:
Слабо греет солнце. Поредели березы. Покраснели, трепещут осины, блестят позолотой березы. Летят на фоне голубого неба нити паутины. Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах солнца. Воздух чист и прозрачен. На фоне берез и осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей.
3 вариант
1. Словарно-орфографический диктант.
Вяж..щий, вид..щий, вид..мый, называ..мый, завис..мый, изуче..ый, исписа..ый, задума..ый, искаж..ый, погруж..ый, приглуш..ый, кова..ый, перекова..ый, краше..ый, (не)сделанная работа, работа (не)сделана.
2. Работа с текстом.
1.Списать
2. Определить вид причастий, выделить графически их суффиксы.
3. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.
Воздух был наполнен мигающими синеватыми искрами. Это были светляки, перелетавшие с одного места на другое. Свет, испускаемый ими, появлялся каждый раз не более как на секунду.
Путешественник, видящий впервые эти пляшущие искорки, застывает в немом изумлении. Перед ним сотни тысяч, миллионы светляков, мелькающих в траве и в кустах, летающих над деревьями, а на небе тысячи мерцающих звезд.
Вдруг вспыхивает яркая молния, озаряющая все вокруг. По небу проносится огромный метеор. Светящиеся насекомые исчезают, но ненадолго: через две-три минуты в воздухе снова кружатся искры.