СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока для 7 класса "Причастный ооборот". Разноуровневые задания на определение причастного оборота, его позиции в предложении дадут возможность обучающемуся с легкостью запомнить тему.

Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот»

Тема: Причастный оборот

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Цели урока:

познакомить учащихся с понятиями одиночное причастие и причастный оборот, зависимое слово и определяемое слово; научить графически обозначать причастный оборот в предложении; формировать умение устанавливать границы причастного оборота; познакомить учащихся с правилами выделения причастного оборота на письме запятыми; объяснить разницу между зависимым и определяемым словами; научить составлять предложения с причастным оборотом;развивать общительность, самостоятельность, умение рассуждать, анализировать;

Ход урока

    1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

    2. Постановка целей урока

    3. Актуализация знаний.

Игра «Крестики-нолики»

  1. Розовеющий (закат)

  2. Красные (пуговицы)

  3. Хорошие (отметки)

  4. Краснеющий (закат)

  5. Похорошевшая (девушка)

  6. Весенний (день)

  7. Заросший (пруд)

  8. Дорожный (чемодан)

  9. Белый (платок)

  10. Движущийся (объект)

  11. Горячее (молоко)

  12. Тёмная (ткань)

  13. Стелющийся (туман)

Готовая таблица:

№ п/п

Прилагательное

Причастие

1


+

2

+


3

+


4


+

5


+

6

+


7


+

8

+


9

+


10


+

11

+


12

+


13


+


Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.

Критерии оценки: 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.

    1. Работа по теме урока

Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь.

Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.

Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.

(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала).

Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться?

(Волнистой линией. Будет являться определением).

Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти?

(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая).

Назовите зависимые слова.

(Над морем).

В русском языке причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Он подчёркивается как один член предложения. Как мы подчеркнём наш причастный оборот?

(Как определение).

Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили?

(…блиставшая над морем…)

На прошлом уроке мы говорили об определяемом (или главном) слове. Давайте вспомним, что такое определяемое слово, как обозначить его графически. (Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком).

Найдём в предложении определяемое слово.(Луна).


На доске учителем записан алгоритм выполнения задания:

  1. Запиши предложение в тетрадь. Человек, читавший книгу, отвернулся. Читавший книгу человек отвернулся.

  2. Найди в нём причастие, выдели его суффикс.

  3. Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.

  4. Графически обозначь определяемое слово.

  5. Расставь знаки препинания.

Самопроверка правильности выполнения задания.

5.Закрепление.

- Устная работа:

Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.

Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.

Предложения на доске:

  1. Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).

  2. Раненый капитан покинул строй.

  3. Блестящий предмет лежал на столе.

  4. Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).

  5. Я увидел поля, окружённые садами(Рука поднята).

  6. Мы любовались наступившей весной.

  7. Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат(Рука поднята).

- Упражнение.

Необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.

1.Распустившиеся за день цветы были срезаны. – Цветы, распустившиеся за день, были срезаны. 2.Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. – Толстые сосульки, свисавшие с крыши, оттаивали на солнце. 3.Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. – Холодное солнце ярко светило с неба, блестевшего голубой эмалью.

- Узнай позицию причастного оборота( до определ. слова, после, нет)

  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

  10.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

- Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

  1. Тучи, которые тают вдали.

  2. Книга, которую прочитал школьник.

  3. Земля, которую освещает солнце.

  4. Небо, которое грозно потемнело.

- Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

6. Рефлексия.

7. Домашняя работа.

«5» - найдите 3 предложения из худ. лит., в которых есть причастные обороты, запишите и графически объясните.

«4» - составьте сами маленькие предложения с причастным оборотом, упр._____

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!