СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из упражнения 66 назвать словосочетания

, .

Сдать тетради на проверку.

III. Орфографическая диктовка.

От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.

1. Выделите окончания причастий.

– В каждом словосочетании выделите главное слово.

– Что называется главным словом?

Запись в тетрадях:

Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).

Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.

– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.

2. Выпишите в два столбика словосочетания:

 + зависимое слово

 + причастие

Об уходящем лете, законченную работу, много видевший, знавший ненависть и любовь, узнавший вкус, блистающая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, обладающий всем, не подлежащим сомнению, над сияющей землей.

IV. Объяснение нового материала.

1. На доске запись:

Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.

– Найдите грамматическую основу.

Просмотр содержимого документа
«"Причастный оборот"»

причастный оборот.
выделение причастного оборота запятыми

Цели: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из упражнения 66 назвать словосочетания

, .

Сдать тетради на проверку.

III. Орфографическая диктовка.

От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.

1. Выделите окончания причастий.

– В каждом словосочетании выделите главное слово.

– Что называется главным словом?

Запись в тетрадях:

Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).

Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.

– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.

2. Выпишите в два столбика словосочетания:

+ зависимое слово

+ причастие

Об уходящем лете, законченную работу, много видевший, знавший ненависть и любовь, узнавший вкус, блистающая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, обладающий всем, не подлежащим сомнению, над сияющей землей.

IV. Объяснение нового материала.

1. На доске запись:

Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.

– Найдите грамматическую основу.

Снежок идет, спешит прикрыть.

– Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его группе.

Спешит (что?) землю.

(какую?) истерзанную.

(чем?) войной.

– Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.)

– Выделяем графически:

Вывод: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением.

2. Наблюдение над языковым материалом § 12 (с. 31).

3. Выборочный диктант.

Выпишите только причастные обороты.

Ночь, как башня черная, встает, над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот.

На другой день войска, получили приказ возвратиться в лагерь.

Спокойный дым над крышей подымался и таял в воздухе.

Поэты с древних времен поют нам о человеке,

Наш народ выступает против войны,

– Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам).

4. Выполнение упражнения 69 (самостоятельно) с последующей проверкой.

Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное слово и причастный оборот:

V. Подведение итогов урока.

– Какую новую информацию вы получили о причастии?

(Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)

Домашнее задание: упражнение 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия).