Причастный оборот
Цель:
- дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении;
- способствовать развитию умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота, монологической речи учащихся
;- воспитывать уважительное отношение к природе, людям
Тип урока: совершенствование знаний и способов действия
-
Организационный этап
-
II. Актуализация
1. Проверка домашнего задания. Чтение примеров из художественной литературы.
2. Словарный диктант
Проснувш…ся дитя, слегка колеблющ…ся тростник, исчезнуть в потемневш..м небе, под раскрывш…ся парашютом, усыпанный пожелтевш..ми листьями, нарядивш…ся по-осеннему деревья, в затухающ…м пламени костра, блистающ… искорки инея, прощаемся с угасающ…м летним днем.
3. Связный рассказ о причастии.III. Формирование новых понятий и способов действий.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, найти причастия, обозначить окончанияЯ люблю каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
2. Выписать из этого предложения словосочетания, обозначить главное и зависимое слово.- Что общего между двумя группами словосочетаний и чем они различаются?(общее – в каждом словосочетании есть причастие, различие – в первой группе причастие является зависимым словом, а во второй – главным)
поникшую травинку поникшую от росы
трепещущее деревце трепещущее листьями
плывущее облако плывущее по небу
Вывод: причастие с зависимыми словами и называется причастным оборотом, а слово, от которого зависит причастие и от которого мы задаем вопрос к причастию называется определяемым словом.
Слово учителя
Но очень непростые отношения связывают причастный оборот и определяемое слово. И нужно быть очень внимательным, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Разобраться в их отношениях нам поможет грамматическая сказка «Из жизни причастий».
3. Чтение грамматической сказки (упр. 75) и перевод ее на язык науки.
4. Чтение теоретического материала на стр. 33-34
5. В записанном выше предложении найти и обозначить причастные обороты.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. К каждому причастию подбери сначала зависимое слово, а затем определяемое.
Читающий – читающий книгу; мальчик, читающий книгу
Помнящий - _______________________________________________________.
Узнавший - _______________________________________________________.
Выросшее - _______________________________________________________.
Увиденный - ______________________________________________________.
Сломанное - _______________________________________________________.
Освещённый - _____________________________________________________.
2. Словосочетания причастие+существительное распространи зависимыми словами, образуя причастные обороты.Образец: Затихающая песня – затихающая вдали песня; песня, затихающая вдали;
строящиеся дороги -
поднявшийся ураган -
повторяющиеся слова -
оттаявшая земля -
кричащие чайки -
забытая мелодия -
3. Измени предложения так, чтобы все причастные обороты были расположены после определяемого слова. Расставь знаки препинания, выдели окончания причастий.
-
Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
-
Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.
-
Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.
-
Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.
-
Ожившие после зимы деревья покрылись зеленой дымкой.
4. Чтение теоретического материала на стр. 37-38
Запись и анализ предложений
А) Утомленные долгой дорогой, они рано легли спать
.Б) Он вдруг вскочил оглушенный громовым раскатом и ослепленный яркой вспышкой молнии
5. Роль причастий в речи. Синонимические конструкции: причастный оборот и сложноподчиненное предложение.
Чтение грамматической сказки
.В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который читает.Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:- Я король, который любит.- Любящий,- поправляла она.- Я тот, который восхищается вами.- Восхищающийся,- вторила она.- Годы, которые мне остались…- Оставшиеся…- Я хочу посвятить вам.- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…Представьте, как обрадовались подданные короля!
6. Словарная работа.
Запись в Словарь трудных слов
Расстилаться
Меланхолия*
Замените сложное предложение предложением с причастным оборотом
А) Я долго любовался картиной, которая расстилалась перед моими глазами.
Б) Музыка, которая играла меланхолический вальс, вдруг резко оборвалась.Какое из данных слов является причастием? (слайд №5) 1 вариант 2 вариант
1. белый платок 1. горячая сковорода
2. белеющий платок 2. горящие поленья
3. шумный поток 3. торопливая походка
4. шумливый поток 4. высочайшие горы
Задание на слайде (слайд №6)
1. Выписать номер словосочетания:
1.в чернеющем лесу, 2.шумящим потоком, 3.о льющемся дожде, 4.задымившуюся речку, 5.закрасневшейся зари,6.у волнующегося озера, 7.колеблющимся ветерком. (1,3,5,6)
2. Переход к объяснению новой темы.
Вопросы к классу:
- Дайте определение причастия как части речи.
-Как склоняются причастия?
- Каковы условия выбора окончаний в причастиях?
- Каким словом может быть причастие в словосочетании
1. Наблюдения над текстом. (слайд №7)
1 октября 1975 года впервые был проведен Международный день музыки. Основными целями, которые ставили перед собой создатели данного праздника, были: обмен опытом между культурами разных стран и распространение музыкального искусства. В этом письме также приводился список музыкальных мероприятий, приуроченных к этому дню. Он включал в себя творческие встречи с музыкантами, композиторами, певцами и музыковедами, акцентные концерты. Предлагалось также проводить выставки музыкальных инструментов, фотографий и различных произведений искусства, связанных с музыкальной темой. Вскоре данный праздник стал традиционным. Музыканты исполняют всемирно известные произведения, являющиеся мировым культурным наследием. Музыка с древних времен сопровождает человека. Доказательством этому могут служить наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Африки. На них древние люди изображали людей, держащих в руках нечто, очень напоминающее музыкальные инструменты. В настоящее время такие инструменты, конечно же, уже не существуют. Поэтому тех мелодий нам никогда не услышать. Само слово «музыка» можно перевести с греческого как вид искусства, для которого художественным материалом является особым образом организованный во времени звук.
Для справки: В нашей стране Международный день музыки празднуется с 1996 года. Одним из инициаторов его учреждения в России стал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Он был знаменитым советским композитором, пианистом, педагогом и общественным деятелем. Произведения Шостаковича известны во всем мире. Он стал автором множества симфоний, нескольких опер и балетов, романсов, ораторий, кантат и т.п. Можно сказать, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович являлся одним из величайших композиторов ХХ века. Он оказал очень большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Шостакович с письмом обратился к международной общественности, он хотел обратить внимание общества на огромную роль музыки в нашей жизни. Он считал, что музыка способна открывать людям новые миры и объединять их. В 1996 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого великого композитора. Тогда и было принято решение начать отмечать Международный день музыки.
Учитель:
Нам жизни не представить без мелодий, Мы, просыпаясь, песенки поем,
Мы с колыбельной засыпаем с детства,
Мелодию с трех нот мы узнаем. Сегодня день особенный конечно -
День музыки, международный день! Ведь музыка жить точно будет вечно,
Пока есть музыканты на Земле! Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках."
Тургенев И. С.
Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:
1) приуроченных к этому дню 2) связанных с музыкальной темой 3) являющиеся мировым культурным наследием 4) обнаруженные в пещерах Африки 5) держащих в руках 6) очень напоминающее музыкальные инструменты7) организованный во времени звук
Ответим на вопросы:
В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? организованный во времени звук
Назовите словосочетания, в которых причастия являют¬ся главными словами. Все остальные
Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, вы¬ступать главным словом словосочетания.
(- Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми сло¬вами? - Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями. Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами на¬зывается причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения - определением. (слайд № 11)
Предупреждение грамматических ошибок (слайд № 12)
Закрепление. РАНЖИРОВАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ. Учитель раздает таблицу, на которой указана фамилия ученика и коротко сформулированы задачи урока. Ученики делают ранжирование в таблицах: усвоил лучше всего – 3; могу ошибиться, допустить неточность–2; надо ещё поработать–1.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА СОСТАВЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Домашнее задание
Карточка № 1 1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу, сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о бушующ_м океане, осыпающ_йся листвы, о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.
Карточка №2
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
В проснувш_мся лесу. За скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, за расскинувш_мся городом,качающ_гося парома, веселящ_йся молодёжи.