Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот»
Конспект урока по русскому языку (с элементами мини-исследовательской деятельности). 7 класс
Тема: Причастный оборот. Обособление причастного оборота
Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.
Повторение изученного материала.
Что такое морфология? Раздел лингвистики, в котором слово изучается как часть речи.
Перечислите все известные вам части речи. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие и деепричастие. Междометия.
Изучение темы «Причастный оборот»
Рассмотрите примеры с причастиями:
Делающая уборку;
Улыбающаяся девочка;
Вид, запавший в душу;
Еда, приготовленная мамой.
Ответим на вопросы:
- В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами?
- Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами.
Вывод: причастие может имеет при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.
Слово учителя: причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения – определением.
2. Опорный конспект. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является определением. Причастный оборот выделяется запятыми только тогда, когда стоит после определяемого слова. Искры, ярко пылающие, были похожи на звёзды. Ярко пылающие искры были похожи на звёзды.
Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания.
Наступившее утро стало недобрым для всей нашей семьи. Это светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара рассказ. Много ли вы знаете провинциальных городков, находившихся на ладонях холмов? Началась война, на долгие годы парализовавшая страну.
Самостоятельная работа. Запись предложений под диктовку. 1. Фартук, болтающийся на мне, был похож на мачту корабля. 2. Мне до сих пор удивительно, как я в тот момент умудрилась не лопнуть от распиравшей меня гордости. 3. Представьте себе эту дивную картину: на деревянной скамейке сидят 2 обритые наголо лопоухие девочки. 4. Мы, потрясённые до глубины души, молчали.
Мини-исследовательская деятельность
Откройте учебники литературы на странице 68. Найдите в отрывке из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» все причастия причастные обороты. Ваша задача состоит в том, чтобы провести исследовательскую деятельность и ответить на следующие вопросы: Какую роль в речи играют причастия и причастные обороты? Как изменится текст, если мы уберем причастные обороты? Какой частью речи можно заменить причастия? Что изменится втекста, если заменить причастия глаголами?
Перепишите текст без причастий и причастных оборотов. Самостоятельно сделайте и запишите вывод о роли причастий в речи.
Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?
– Достигли ли мы цели урока?
– Придумайте 5 предложений, включающих причастные обороты.
2