СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот»

Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: Причастный оборот.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который», добиться осмысления учащимися сути причастного оборота, сформировать умение конструировать причастный оборот, а на этой основе – умение определять границы причастного оборота.

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом

Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные

Оборудование: карточки, иллюстрации

Ход урока

1.    Вступительное слово учителя

Учитель. Ребята, вы познакомитесь сегодня с историей о короле Который и принцессой из царства Причастий. Узнаете, как образуются причастия и причастные обороты, научитесь определять границы причастного оборота и его место по отношению к главному слову

2.    Актуализация

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом

Учитель. В стране Русского языка правил в давние времена король Который,  и так как он был королем самовлюбленным, всем подданным приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали необычно (каждый ученик получает карточки):

Который изучает

Который рассказывает

Который читает

Который думает

Который смеётся

Который танцует

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:

Который бросил

Который ускакал

Который убежал

Который ушёл

Который замолчал

Который устал

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... 

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

3.  Работа по образованию причастий

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает — рассказывающий, который смеётся — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал — ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал —замолчавший, который устал — уставший)

Расскажите, что вы знаете о причастиях?

Грамматические признаки причастий?

Синтаксическая роль в предложении?

4. Изучение нового материала.
Наблюдение. Укажите роль причастия в следующих словосочетаниях и распределите словосочетания в два столбика:
1) причастие – главное слово; 2) причастие - зависимое слово
Запись на интерактивной доске.
Лающий щенок, жалобно мяукавший, размотанный клубок, сидящий перед зеркалом, сидящий на жердочке, качающийся попугай, порхающая бабочка, умывающийся лапкой.
Проверим...
жалобно мяукавший лающий щенок
сидящий перед зеркалом размотанный клубок

сидящий на жердочке качающийся попугай

умывающийся лапкой порхающая бабочка
мяукавший (как?) жалобно 
сидящий (где?) перед зеркалом 
качавшийся (на чем?) на жердочке 
умывающийся (чем?) лапкой 
Причастие +зависимое слово =причастный оборот 
- Причастие с зависимым от него словом называется причастным оборотом.
Котята, спрятавшиеся за спиной кошки, тихо мяукали.

- Слово, от которого зависит причастие, называется определяемым.

Назовите определяемое слово в этом предложении. 

5. Закрепление материала. Работа в группах.

Задание: Образуйте простые предложения с причастными оборотами.

1. Несколько троек, которые были наполнены разбойниками, разъезжали днем по всей губернии. - Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии.

2. Меры, которые были приняты правительством, оказались недостаточными. - Меры, принятые правительством, оказались недостаточными.

3. Маша была девушкой, которая выросла в уединении. - Маша была девушкой, выросшей в уединении.

4. Редко наша красавица являлась посреди гостей, которые пировали у Кирилла Петровича. - Редко наша красавица являлась посреди гостей, пировавших у Кирилла Петровича.

5. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который недавно прибыл  в Покровское. - Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, прибывшего недавно  в Покровское.

Создание проекта: «Литературная гостиная».

Материал для странички "Литературная гостиная" был уже готов. Радостный журналист Петров спешил к редактору. Но вдруг налетел сильный ветер и унес несколько страниц рукописи. Петров был огорчен. Помогите журналисту: продолжите рассказ, вставляя в предложения причастные обороты. Графически обозначьте причастные обороты. Если останется время, придумайте к рассказу иллюстрацию.

Литературная гостиная

М..л..дой жеребец резво ск..кал по полю. Он ск..чками преодолевал ра..тояние. Ск..кун уверенно прыгал через ухабы...




6. Подведение итогов урока.


Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций.

9. Домашнее задание

Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.

Облако, которое летит, — летящее.

Снежок, который хрустит, — хрустящий.

Дети, которые лепят снежную бабу, — …

Ребята, которые катаются на санках, — …

Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.

Итак, урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!