1.Организовать вводный момент. 2.Создать благоприятную обстановку, настрой на урок. | - Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас и работать с вами. Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь, подарите улыбку и мне, а я подарю вам. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Предлагает учащимся три звёздочки «эмоционального состояния»: красный – полны энергии, готовы активно работать; жёлтый – испытывает тревогу, беспокойство; зелёный – спокойны. Запишем число, классная работа. Оставим строчку для записи темы урока. Сегодня я хочу предложить вам поработать в роли исследователей русского языка. Мы будем на уроке продолжать исследовать причастие. И вам, юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Ученики выбирают звёздочку и демонстрируют своё настроение (звёздочки «эмоционального состояния»: красный - полны энергии, готовы активно работать; жёлтый - испытывают тревогу, беспокойство; зеленый - спокойны.) Для оценивания своей работы получают оценочные листы. Начинают работать с оценочным листом и с сигнальными звёздочками.. Записывают число, классная работа |
1.На основе фронтального опроса и самостоятельной работы учащихся выявить уровень знаний о причастии, определить типичные недостатки в знаниях учащихся по этой теме. | Готовы к работе? Приступаем. Для начала вспомним изученное. 1.Разминка. Обсуждение в группах. 1 группа. -Что мы знаем о причастии? Расскажите. -Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? 2 группа. -Что общего в склонении причастий и прилагательных? -Что значит: причастие согласуется с существительным? 3 группа. -Какие признаки глагола у причастия? -Правильно ли утверждение: причастия, как и глаголы, бывают настоящего, прошедшего и будущего времени? Докажите своё мнение. 4 группа. -Какова синтаксическая роль причастия в предложении? Приведите примеры. 2. Выполнение теста с самопроверкой. Ответ на слайде 1. Тест 7. Причастие как часть речи. Склонение причастий. (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/Составитель Н.В.Егораева. –М.:ВАКО,2014) | Обсуждают и отвечают на вопросы. Выполняют тест, затем сравнивают с ответами на слайде. Анализируют допущенные ошибки. |
1. Учащиеся должны уметь отличать словосочетание с причастием, выступающим в роли главного и в роли зависимого слова 2. Показать на основе выборочной работы: причастие может иметь при себе зависимые слова и выступать главным словом словосочетания. 3. Учащиеся должны знать, что такое причастный оборот, что – определяемое слово, уметь находить определяемое слово. 4. На основе обсуждения, практических заданий подвести учащихся к пониманию такого понятия, как «причастный оборот», «определяемое слово», начать работу на закрепление материала. 5.Учащиеся должны знать правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. 6. Показать учащимся в предложениях с причастным оборотом зависимость постановки знаков препинания от места расположения причастного оборота по отношению к определяемому слову. | 3. Работа в парах. Задание: спишите, выделите окончания причастий, обозначьте главное слово. Об уходящем лете, падающие листья, кружащиеся в воздухе, по шуршащей листве, увядшие в саду, пожелтевшая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, улетающие на юг. -Какое слово называется главным? -Какое слово называется зависимым? - Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их. -Какой сделаем вывод? -Как вы считаете, какое словосочетание можно назвать причастным оборотом? Обращение к слайду 2: Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом. Итак, что нового мы узнали? Как сформулируем тему урока? Знакомство с алгоритмом нахождения причастного оборота в предложении. Слайд 3. Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении. Чтобы правильно выделить причастный оборот, нужно: -
Найти в предложении причастие -
Найти определяемое слово, от которого к причастию задаётся вопрос -
Найти слово (слова), которые зависят от причастия -
Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией -
Выделить запятыми причастный оборот, если он стоит после определяемого слова Образец: Мы вошли в лес, /освещённый лучами солнца/. Слайд 4. Прочитайте стихотворение М.Дудина. Работа в группах. Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!.. -Найдите причастные обороты, выделите их графически. Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми? -Почему в одних случаях причастный оборот выделяем запятыми, а в других нет? От чего это зависит? -Каким образом это влияет на постановку знаков препинания при причастном обороте? Сформулируем правило. Понятие обособления. Обособление-выделение интонационно в устной речи и пунктуационно в письменной речи членов предложения. Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Графически отобразим условия обособления - необособления причастного оборота. Слайд 5. -Что добавим к нашим знаниям? Допишем тему урока. Интонирование предложений с причастным оборотом. Обособленные члены предложения произносятся с интонацией обособления: более низким тоном и с паузами перед и после обособленного члена предложения. - Итак, как определим цель сегодняшнего урока уроке? | Списывают, выделяют у причастий окончания, обозначают главное слово. Главным называется слово, от которого задаётся вопрос к другому слову. Зависимое слово – это слово, к которому задаётся вопрос. Кружащиеся в воздухе, увядшие в саду, блистающая золотом, улетающие на юг. Причастие может выступать как в качестве главного слова, так и в качестве зависимого. Словосочетание, в котором от причастия задаётся вопрос к зависимому слову Записывают тему урока на оставленной строчке. («Причастный оборот»). Читают стихотворение. Находят причастные обороты. На камнях играющего краба; ястреба, парящего над полем; ласточку, мелькающую в жите. Причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после него. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми не обособляется. Если после определяемого слова, то выделяем запятыми. Читают правило (параграф 14, с.37-38). Дописывают тему урока. («Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.») Научиться находить причастный оборот в предложении, правильно обособлять его на письме. |
1.Учащиеся должны уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова. 2. На основе упражнений организовать первичное закрепление «нахождения» причастного оборота в предложении и знаков препинания при нём. | А сейчас потренируемся в практическом применении теоретических знаний. Игра «Соедини пару». Работа в парах. Соедините между собой карточки с примерами и условиями обособления причастных оборотов так, чтобы условие обособления было верным. Правильно прочитайте предложения. Графически отобразите условия обособления причастного оборота. Составьте схемы предложений с причастным оборотом. 1.Мы часто останавливались, поражённые красотой леса. 1.Причастный оборот, стоящий после определяемого слова в середине предложения. 2.Берёзы покрылись сверкавшей на солнце золотой листвой. 2.Причастный оборот, стоящий после определяемого слова. 3.Разноцветные листья, опавшие с деревьев, лежали на дорожках. 3.Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом. Слайд 6. Прочитайте выразительно текст Г.К.Паустовского. Родина – это всё… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим. -Ребята, о чём этот текст? - К какому типу и стилю речи его можно отнести? -Выделите причастные обороты, объясните их пунктуационное оформление. - Как называют человека, любящего свою Родину? Работа со словарём. Патриот – греч. «патри» - Родина, Отечество. Подберите однокоренные слова к этому слову. Работа в парах. Произведите синтаксический разбор предложения. Патриот – это человек, горячо любящий Родину. Объясните знаки препинания. Постройте схему. | Соединяют между собой соответствующие карточки. Объясняют. Строят схемы предложений. Читают текст. Этот текст о Родине. Тип речи - рассуждение. Стиль речи – публицистический. Человека, любящего свою Родину, называют патриотом. Записывают в тетради. Патриот- патриотизм, патриотический. Производят синтаксический разбор предложения. Расставляют знаки препинания, объясняют. Строят схему. |
1.Уметь видеть причастный оборот в тексте, правильно определять его границы, расставлять знаки препинания. 2.Уметь конструировать предложения с причастными оборотами. 3. Закрепить навык определения и выделения запятыми причастного оборота. | Продолжим наше исследование. Посмотрим, в каких стилях речи чаще всего употребляются предложения с причастным оборотом. Работа в группах. 1 группа. Поработайте с учебниками биологии, физики, геометрии. Понаблюдайте, употребляются ли в них предложения с причастным оборотом. Выпишите примеры. Сделайте вывод об употреблении данных синтаксических конструкций в данном стиле речи. -
группа. (Слайд 7. Картина И.И.Шишкина «Среди равнины ровныя…») 1.Выразительно прочитайте текст, соблюдая интонацию обособления. Определите стиль, основную мысль текста. Озаглавьте текст. Сделайте вывод об употреблении причастных оборотов в тексте данного стиля. Каким словом можно назвать В.Пескова, с такой болью пишущего о Родине? ЧУВСТВО РОДИНЫ ...Чувство Родины (обратите Внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей... По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие-то старые ящики… Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево. Вспомним народные песни «Среди долины ровныя...», «При долине куст калины...», «Во поле березонька стояла...». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем — кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом. Восстановите в памяти полотно Шишкина «Среди долины ровныя...» (писалось тоже с натуры!). А теперь мысленно уберите дуб из долины, и вы увидите, как она немедленно поскучнеет, поблекнет. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом — Родина — должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (В.Песков) 2.Выпишите предложения с причастными оборотами, графически объясните пунктуацию в них. 3 группа. 1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Сделайте вывод. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика отставшего от своих друзей-грибов. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе пролетающие косяком журавли. 2.Спишите. Расставьте знаки препинания, графически выделяя причастный оборот и определяемое слово. Составьте схемы предложений с причастным оборотом. 4 группа. 1.Заметите выделенные слова причастными оборотами. Запишите получившиеся предложения. Что изменилось? Обозначьте определяемые слова и причастные обороты. Помните условия обособления причастного оборота: Опред.слово , /причастный оборот/. опред.слово /Причастный оборот/ . Лучи осеннего солнца, которые пробились сквозь листву, скользят по стволам деревьев и ложатся на тёмную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, которые покрывают небо, и вдруг осветило лес. Листва, которая блестит золотом, повеяла чем-то сказочным. Птицы, которые были испуганы внезапным шумом, поднялись в небо. -Какой вывод о стилевом использовании предложений с причастным оборотом можно сделать? | Обсуждают, доказывая, высказывая свою точку зрения, аргументируя свой ответ. Формулируют, выполняют задания, дают самооценку, проводят контроль в группах, извлекают необходимую информацию из текста. Участвуют в обсуждении результатов работы групп. Представитель каждой группы озвучивает ответы. Контролируют правильность ответов обучающихся. Работают с учебниками. Выписывают примеры. Выделяют графически причастные обороты. Делают вывод: в научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета. Читают текст. Определяют стиль, основную мысль текста, озаглавливают. Делают вывод: в публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту. В.Пескова можно назвать патриотом. Выписывают предложения, графически выделяют причастные обороты и определяемые слова. Читают текст. Определяют стиль и тип речи. Делают вывод: в художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально –эстетическому воздействию на читателя. Списывают, расставляют пропущенные знаки препинания, графически выделяют причастный оборот и определяемое слово. Составляют схемы. Записывают получившиеся предложения, обозначают определяемые слова и причастные обороты. Отчёт о работе каждой группы. Общий вывод: предложения с причастным оборотом используются чаще всего в текстах художественного, публицистического, научного стилей. |
1.Осознанно воспринять необходимость данной темы урока. 2.Содействовать в осознанном восприятии необходимости знаний о распространённом определении, выраженном причастным оборотом, и условии его обособления. 3. Оценить степень достижения цели, поставленной для себя в начале урока. 4.На основе результата деятельности ученика проанализировать его психологическое состояние и при необходимости помочь. | -Какую новую информацию о причастии вы получили на сегодняшнем уроке? -Насколько важна для каждого из вас данная тема? -Сжатое сообщение о распространённом определении, выраженном причастным оборотом, условии его обособления, об интонировании предложений с причастным оборотом, стилевое употребление. -Чем данный урок был полезен для вас? - Что нового для себя вы открыли на уроке? - Какие виды работ на уроке вам особенно понравились? - Какие задания вы выполняли с неохотой? - Посмотрите ещё раз на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Выберите звёздочку своего настроения. Изменилось ли оно? | Отвечают на вопросы, подводят итог работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют итоговую самооценку. Выбирают нужную звёздочку. Заполняют лист самооценки. |