СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастный оборот.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот.»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку


1.Организовать вводный момент.

2.Создать благоприятную обстановку, настрой на урок.

- Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас и работать с вами. Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь, подарите улыбку и мне, а я подарю вам. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.

Предлагает учащимся три звёздочки «эмоционального состояния»: красный – полны энергии, готовы активно работать; жёлтый – испытывает тревогу, беспокойство; зелёный – спокойны.






Запишем число, классная работа. Оставим строчку для записи темы урока.

Сегодня я хочу предложить вам поработать в роли исследователей русского языка. Мы будем на уроке продолжать исследовать причастие. И вам, юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.


Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.




Ученики выбирают звёздочку и демонстрируют своё настроение (звёздочки «эмоционального состояния»: красный - полны энергии, готовы активно работать; жёлтый - испытывают тревогу, беспокойство; зеленый - спокойны.) Для оценивания своей работы получают оценочные листы.

Начинают работать с оценочным листом и с сигнальными звёздочками..


Записывают число, классная работа







II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1.На основе фронтального опроса и самостоятельной работы учащихся выявить уровень знаний о причастии, определить типичные недостатки в знаниях учащихся по этой теме.


Готовы к работе? Приступаем.

Для начала вспомним изученное.

1.Разминка. Обсуждение в группах.

1 группа.

-Что мы знаем о причастии? Расскажите.

-Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

2 группа.

-Что общего в склонении причастий и прилагательных?

-Что значит: причастие согласуется с существительным?

3 группа.

-Какие признаки глагола у причастия?

-Правильно ли утверждение: причастия, как и глаголы, бывают настоящего, прошедшего и будущего времени? Докажите своё мнение.

4 группа.

-Какова синтаксическая роль причастия в предложении? Приведите примеры.


2. Выполнение теста с самопроверкой.

Ответ на слайде 1.

Тест 7. Причастие как часть речи. Склонение причастий.

(Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/Составитель Н.В.Егораева. –М.:ВАКО,2014)



Обсуждают и отвечают на вопросы.


















Выполняют тест, затем сравнивают с ответами на слайде. Анализируют допущенные ошибки.

III. Ввод в новую тему. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: объяснение затруднений («почему возникли затруднения?» , «Чего мы не знаем?»); проговаривание темы и цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.


1. Учащиеся должны уметь отличать словосочетание с причастием, выступающим в роли главного и в роли зависимого слова

2. Показать на основе выборочной работы: причастие может иметь при себе зависимые слова и выступать главным словом словосочетания.

3. Учащиеся должны знать, что такое причастный оборот, что – определяемое слово, уметь находить определяемое слово.

4. На основе обсуждения, практических заданий подвести учащихся к пониманию такого понятия, как «причастный оборот», «определяемое слово», начать работу на закрепление материала.

5.Учащиеся должны знать правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом.

6. Показать учащимся в предложениях с причастным оборотом зависимость постановки знаков препинания от места расположения причастного оборота по отношению к определяемому слову.



3. Работа в парах.

Задание: спишите, выделите окончания причастий, обозначьте главное слово.

Об уходящем лете, падающие листья, кружащиеся в воздухе, по шуршащей листве, увядшие в саду, пожелтевшая листва, блистающая золотом, в застывшем воздухе, улетающие на юг.


-Какое слово называется главным?



-Какое слово называется зависимым?


- Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.


-Какой сделаем вывод?






-Как вы считаете, какое словосочетание можно назвать причастным оборотом?


Обращение к слайду 2: Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Итак, что нового мы узнали? Как сформулируем тему урока?


Знакомство с алгоритмом нахождения причастного оборота в предложении.

Слайд 3. Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении.

Чтобы правильно выделить причастный оборот, нужно:

  1. Найти в предложении причастие

  2. Найти определяемое слово, от которого к причастию задаётся вопрос

  3. Найти слово (слова), которые зависят от причастия

  4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией

  5. Выделить запятыми причастный оборот, если он стоит после определяемого слова

Образец: Мы вошли в лес, /освещённый лучами солнца/.


Слайд 4. Прочитайте стихотворение М.Дудина.

Работа в группах.

Берегите Землю!

Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!..


-Найдите причастные обороты, выделите их графически. Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?



-Почему в одних случаях причастный оборот выделяем запятыми, а в других нет? От чего это зависит?


-Каким образом это влияет на постановку знаков препинания при причастном обороте? Сформулируем правило.

Понятие обособления.

Обособление-выделение интонационно в устной речи и пунктуационно в письменной речи членов предложения.




Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли.

Графически отобразим условия обособления - необособления причастного оборота. Слайд 5.

-Что добавим к нашим знаниям? Допишем тему урока.



Интонирование предложений с причастным оборотом.

Обособленные члены предложения произносятся с интонацией обособления: более низким тоном и с паузами перед и после обособленного члена предложения.


- Итак, как определим цель сегодняшнего урока уроке?




Списывают, выделяют у причастий окончания, обозначают главное слово.





Главным называется слово, от которого задаётся вопрос к другому слову.


Зависимое слово – это слово, к которому задаётся вопрос.


Кружащиеся в воздухе, увядшие в саду, блистающая золотом, улетающие на юг.

Причастие может выступать как в качестве главного слова, так и в качестве зависимого.





Словосочетание, в котором от причастия задаётся вопрос к зависимому слову




Записывают тему урока на оставленной строчке. («Причастный оборот»).
















Читают стихотворение.














Находят причастные обороты.

На камнях играющего краба; ястреба, парящего над полем; ласточку, мелькающую в жите.


Причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после него.


Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми не обособляется. Если после определяемого слова, то выделяем запятыми.






Читают правило (параграф 14, с.37-38).




Дописывают тему урока.

(«Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.»)






Научиться находить причастный оборот в предложении, правильно обособлять его на письме.


IV. Первичное закрепление.

Цель: развитие умения применять новые знания.




1.Учащиеся должны уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова.

2. На основе упражнений организовать первичное закрепление «нахождения» причастного оборота в предложении и знаков препинания при нём.

А сейчас потренируемся в практическом применении теоретических знаний.

Игра «Соедини пару». Работа в парах.

Соедините между собой карточки с примерами и условиями обособления причастных оборотов так, чтобы условие обособления было верным. Правильно прочитайте предложения. Графически отобразите условия обособления причастного оборота. Составьте схемы предложений с причастным оборотом.

1.Мы часто останавливались, поражённые красотой леса.

1.Причастный оборот, стоящий после определяемого слова в середине предложения.






2.Берёзы покрылись сверкавшей на солнце золотой листвой.

2.Причастный оборот, стоящий после определяемого слова.







3.Разноцветные листья, опавшие с деревьев, лежали на дорожках.

3.Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом.












Слайд 6. Прочитайте выразительно текст Г.К.Паустовского.

Родина – это всё… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим.

-Ребята, о чём этот текст?

- К какому типу и стилю речи его можно отнести?

-Выделите причастные обороты, объясните их пунктуационное оформление.


- Как называют человека, любящего свою Родину?


Работа со словарём.

Патриот – греч. «патри» - Родина, Отечество.

Подберите однокоренные слова к этому слову.


Работа в парах.

Произведите синтаксический разбор предложения.

Патриот – это человек, горячо любящий Родину.


Объясните знаки препинания. Постройте схему.






Соединяют между собой соответствующие карточки. Объясняют. Строят схемы предложений.


























Читают текст.












Этот текст о Родине.

Тип речи - рассуждение. Стиль речи – публицистический.




Человека, любящего свою Родину, называют патриотом.


Записывают в тетради.

Патриот- патриотизм, патриотический.



Производят синтаксический разбор предложения. Расставляют знаки препинания, объясняют. Строят схему.

V.Физминутка.

Цель: снятие утомляемости учащихся.



Встали из-за парт, мысленно представили, что вы пришли с друзьями в осенний лес. Потянулись к веточкам белоствольных берёзок, к небу. Повернулись влево к красавцам клёнам, вправо – к могучим дубам. И ещё раз. Встали. Вдохнули полной грудью, подняли руки к пролетающим в небе птицам, улыбнулись им… Медленно опустили руки вниз, открыли глаза, посмотрели на друга по парте и вновь улыбнулись.

Выполняют гимнастику глаз, рук, дыхания.

VI.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: получение новых знаний в системе знаний и повторения.

1.Уметь видеть причастный оборот в тексте, правильно определять его границы, расставлять знаки препинания.

2.Уметь конструировать предложения с причастными оборотами.

3. Закрепить навык определения и выделения запятыми причастного оборота.

Продолжим наше исследование. Посмотрим, в каких стилях речи чаще всего употребляются предложения с причастным оборотом.

Работа в группах.







1 группа.

Поработайте с учебниками биологии, физики, геометрии. Понаблюдайте, употребляются ли в них предложения с причастным оборотом. Выпишите примеры. Сделайте вывод об употреблении данных синтаксических конструкций в данном стиле речи.




  1. группа.

(Слайд 7. Картина И.И.Шишкина «Среди равнины ровныя…»)

1.Выразительно прочитайте текст, соблюдая интонацию обособления. Определите стиль, основную мысль текста. Озаглавьте текст. Сделайте вывод об употреблении причастных оборотов в тексте данного стиля.

Каким словом можно назвать В.Пескова, с такой болью пишущего о Родине?

ЧУВСТВО РОДИНЫ

...Чувство Родины (обратите Внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей...

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие-то старые ящики…

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомним народные песни «Среди долины ровныя...», «При долине куст калины...», «Во поле березонька стояла...». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем — кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом. Восстановите в памяти полотно Шишкина «Среди долины ровныя...» (писалось тоже с натуры!). А теперь мысленно уберите дуб из долины, и вы увидите, как она немедленно поскучнеет, поблекнет.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом — Родина — должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (В.Песков)

2.Выпишите предложения с причастными оборотами, графически объясните пунктуацию в них.


3 группа.

1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Сделайте вывод.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика отставшего от своих друзей-грибов. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе пролетающие косяком журавли.


2.Спишите. Расставьте знаки препинания, графически выделяя причастный оборот и определяемое слово. Составьте схемы предложений с причастным оборотом.


4 группа.

1.Заметите выделенные слова причастными оборотами. Запишите получившиеся предложения. Что изменилось? Обозначьте определяемые слова и причастные обороты. Помните условия обособления причастного оборота:

Опред.слово


, /причастный оборот/.

опред.слово


/Причастный оборот/ .


Лучи осеннего солнца, которые пробились сквозь листву, скользят по стволам деревьев и ложатся на тёмную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, которые покрывают небо, и вдруг осветило лес. Листва, которая блестит золотом, повеяла чем-то сказочным. Птицы, которые были испуганы внезапным шумом, поднялись в небо.


-Какой вывод о стилевом использовании предложений с причастным оборотом можно сделать?




Обсуждают, доказывая, высказывая свою точку зрения, аргументируя свой ответ. Формулируют, выполняют задания, дают самооценку, проводят контроль в группах, извлекают необходимую информацию из текста. Участвуют в обсуждении результатов работы групп.

Представитель каждой группы озвучивает ответы.

Контролируют правильность ответов обучающихся.


Работают с учебниками. Выписывают примеры. Выделяют графически причастные обороты.

Делают вывод: в научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета.





Читают текст. Определяют стиль, основную мысль текста, озаглавливают.

Делают вывод: в публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту.

В.Пескова можно назвать патриотом.









































Выписывают предложения, графически выделяют причастные обороты и определяемые слова.



Читают текст. Определяют стиль и тип речи. Делают вывод: в художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально –эстетическому воздействию на читателя.







Списывают, расставляют пропущенные знаки препинания, графически выделяют причастный оборот и определяемое слово. Составляют схемы.



Записывают получившиеся предложения, обозначают определяемые слова и причастные обороты.















Отчёт о работе каждой группы.

Общий вывод: предложения с причастным оборотом используются чаще всего в текстах художественного, публицистического, научного стилей.

VII. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1.Осознанно воспринять необходимость данной темы урока.

2.Содействовать в осознанном восприятии необходимости знаний о распространённом определении, выраженном причастным оборотом, и условии его обособления.

3. Оценить степень достижения цели, поставленной для себя в начале урока.

4.На основе результата деятельности ученика проанализировать его психологическое состояние и при необходимости помочь.

-Какую новую информацию о причастии вы получили на сегодняшнем уроке?

-Насколько важна для каждого из вас данная тема?

-Сжатое сообщение о распространённом определении, выраженном причастным оборотом, условии его обособления, об интонировании предложений с причастным оборотом, стилевое употребление.






-Чем данный урок был полезен для вас?

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

- Какие виды работ на уроке вам особенно понравились?

- Какие задания вы выполняли с неохотой?

- Посмотрите ещё раз на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Выберите звёздочку своего настроения. Изменилось ли оно?

Отвечают на вопросы, подводят итог работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют итоговую самооценку.

















Выбирают нужную звёздочку. Заполняют лист самооценки.

VIII. Домашняя работа.


Слайд 8.

1.Параграф 14. Внимательно прочитайте и запомните теоретический материал в учебнике на с.37-38. Выучите правило. Выполните следующие задания и понаблюдайте за употреблением причастных оборотов в речи.

2.1 группа: выпишите из художественной или научной литературы небольшой отрывок с причастными оборотами, обозначьте их, начертите схемы. Какова роль причастных оборотов в отрывке?

2 группа: упр.88

3 группа: упр.86

4 группа: упр.85

Ребята, мне хочется сказать вам за работу на уроке – спасибо.




МБОУ многопрофильный лицей с.Малая Сердоба



Урок по русскому языку в 7 классе на тему:



«Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».





Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014



Преподавание по русскому языку ведется по традиционным учебникам авторского коллектива - М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др. «Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций . В 2-х частях» (5-7кл.), Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.(8-9кл.). В 6 кл. продолжается линия по учебнику Львова, начатая в 5 кл. По литературе работа строится по учебному комплексу под редакцией В. Я. Коровиной.







Учитель: Сорокина Ольга Юрьевна







2019-2020 учебный год

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урок:

- формирование новых знаний – причастный оборот и его структура, роль в предложении, условия обособления причастного оборота и пунктуационное оформление.

Задачи:

развивающие:

- развивать знания о причастии, о причастном обороте, пунктуационную зоркость, речь учащихся;

обучающие:

- моделировать и использовать в разных стилях речи предложения с причастным оборотом;

- совершенствовать практические навыки и умения соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи, опознавать и правильно интонировать предложения с обособленным причастным оборотом, устанавливать границы причастного оборота;

воспитывающие:

- воспитывать интерес к учебным действиям на основе самоорганизации деятельности, самоконтроля, сотрудничества в паре и группе;

- формировать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, карточки с индивидуальными заданиями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!