Причины детских конфликтов
Конфликт – это «ситуация разрыва» отношений, поэтому он ставит детей перед необходимостью осознания сути этих отношений и, следовательно, перед выбором средств их восстановления.
Д.Б.Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:
- «разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
- «по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
- «из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;
-« из-за игрушек» - споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
- «по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;
- «по поводу правильности игровых действий» - споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
По мере взросления причины детских конфликтов меняются. На первый план выходят конфликты из-за борьбы за авторитет, соперничества, обмана, оскорблений, враждебности к любимчикам учителей, безответной симпатии, борьбы за внимание противоположенного пола.
Конфликты можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливости, полноценных отношений детей.
Внутренний конфликт возникает у детей в условиях их ведущей деятельности и большей частью скрыт от наблюдателя. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка или противоречиями в мотивах ребенка и сверстников. Такие противоречия дети не всегда могут преодолеть без помощи взрослых.
Характеристика конфликтных дошкольников.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:
«Я всегда прав» эти дети
- чаще других инициируют острое столкновение;
- никогда не играют одни, им нужен партнер;
- открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка ;
- ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.
«Я лучше других» эти дети
- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;
- демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;
- навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление
- стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.
« Я взрослый,- главный» эти дети
- вожаки, командиры, лидеры;
- претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;
- к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;
- знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;
- принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.
«Я за себя постою» эти дети
- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;
- очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;
- стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;
- стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.
«Я хороший» эти дети
- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;
- заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;
- стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;
- при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.
Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.