СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины детских конфликтов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причины детских конфликтов»

Причины детских конфликтов

Конфликт – это «ситуация разрыва» отношений, поэтому он ставит детей перед необходимостью осознания сути этих отношений и, следовательно, перед выбором средств их восстановления.

Д.Б.Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:

- «разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;

- «по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;

- «из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;

-« из-за игрушек» - споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;

- «по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;

- «по поводу правильности игровых действий» - споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

По мере взросления причины детских конфликтов меняются. На первый план выходят конфликты из-за борьбы за авторитет, соперничества, обмана, оскорблений, враждебности к любимчикам учителей, безответной симпатии, борьбы за внимание противоположенного пола.

Конфликты можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливости, полноценных отношений детей.

Внутренний конфликт возникает у детей в условиях их ведущей деятельности и большей частью скрыт от наблюдателя. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка или противоречиями в мотивах ребенка и сверстников. Такие противоречия дети не всегда могут преодолеть без помощи взрослых.

Характеристика конфликтных дошкольников.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются

Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно

Сверхпокладистые – со всеми соглашаются

Всезнайки – считают себя выше, умнее других

Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться

Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас

Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:

«Я всегда прав» эти дети

- чаще других инициируют острое столкновение;

- никогда не играют одни, им нужен партнер;

- открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка ;

- ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.

«Я лучше других» эти дети

- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;

- демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;

- навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление

- стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.

« Я взрослый,- главный» эти дети

- вожаки, командиры, лидеры;

- претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;

- к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;

- знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;


- принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.

«Я за себя постою» эти дети

- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;

- очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;

- стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;

- стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.

«Я хороший» эти дети

- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;

- заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;

- стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;

- при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.

Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.