"С виду, мы вроде бы нормальная семья, а ребенок ворует..", частое высказывание родителей... "Кричащая" тема воровства и лжи имеет психологический смысл, в основе которого неудовлетворенные потребности ребенка во взаимоотношениях с родителями (в близости, внимании, совместной деятельности), что находит выражение в поступках ребенка, управляет его поведением. Воровство и лож является заполнением определенной пустоты, возникающей из-за нехватки опоры, чувств, например тепла, любви, внимания. В таких случая выделяются следующие проблемы родителей: - сложности в выстраивании близких, доверительных отношений с ребенком; - трудность слышать и понять его потребности, высокий уровень требовательности, при неудовлетворенных потребностях ребенка (физических, душевных, духовных, эмоциональных); - попустительство по отношению к ребенку, что не помогает возникновению самостоятельности; отсутствие четких границ по отношению к ребенку. Воровство представляет собой девиантное поведение, которое может быть обусловлено следующими факторами: - индивидуальными, имеющими биологические предпосылки; - психолого-педагогические, проявляющие в изъянах воспитания (семейного, школьного); - социально-психоогические, характеризующиеся неблагоприятными особенностями взаимодействия в семье, на улице, в учебной среде; - личностные, проявляющиеся через отношение к нормам и ценностям; социально-экономические (т.е. условия существования). В основе девиантного поведения часто лежит нарушение родительской привязанности. Привязанность - это теплые, близкие, основанные на любви взаимоотношения между человеческими существами. Т.е. воровство - это форма реагирования в отношениях со значимыми другими. Нереализованные эмоциональные потребности могут привести к стремлению любой ценой заслужить внимание (даже с помощью лжи, девиантного поведения), или вести к эмоциональной холодности, уходу с головой в учебу, стремлению реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений, чрезмерной привязанности к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения. В младшем школьном возрасте происходит нравственное развитие, освоение социальных норм, формируется шкала ценностей, закладывается моральная основа личности. Надо ли говорить, что самыми первыми и важными «нравственными» воспитателями ребенка являются родители. Для ребенка в этом возрасте очень важно также быть принятым сверстниками. А чтобы удовлетворить свою потребность в познании, или чувствовать себя не хуже сверстников, ребенку необходимо обладать определенными ресурсами. Надо сказать, что в дети берут то, что хотят, и то что престижно иметь детям этого возраста (кукла, машинка и т.д.). «Взятая» вещь, в данном случае, выступает как средство самоутверждения, с целью получить благосклонность и уважение сверстников, завоевать их расположение и внимание. Как уже говорилось выше, воровство может быть символическим замещением родительской любви или радости в жизни ребенка, таким образом является симптомом психологической неудовлетворенности, способом привлечь внимание, компенсацией фрустрации значимых потребностей и являться реакцией на травмирующие ситуации или эмоциональную холодность. Воровство - это крик о помощи, попытка достучаться до взрослых, привлечение внимания негативным способом. Родители должны осознать что именно от них в первую очередь зависят будущие перемены, принять на себя ответственность за отношения с ребенком. Что важно делать родителям и о чем нужно знать и помнить: Создать безопасную обстановку, доверительную атмосферу, в которой ребенок мог бы без страха делиться своими чувствами и переживаниями со взрослыми; помочь открыто выражать свои чувства; быть честными с детьми, открытыми для контакта. Часто ли вы говорите с ними по душам? Для того, чтобы хорошо себя чувствовать не достаточно слов "Я люблю тебя ". Любовь ощущается через поступки, а по отношению к ребенку - это такое общение, чтобы на душе у ребенка было светло, тепло, радостно и спокойно. Для того, чтобы быть эмоционально здоровым, ребенку необходимо чувствовать, что его уважают, ценят, принимают таким, какой он есть, включают в команду и защищают. Эмоции показывают состояние души, подобно барометру, измеряющему атмосферное давление. Важно заботиться о чувствах ребенка. Именно родитель несет ответственность за систему ценностей будущего взросго человека. Не допускать двойной морали. «Эмоциональный сосуд» ребенка должен быть наполнен любовью родителей. Если сосуд пуст, появляются нарушения в поведении. Уважительное отношение, принятие, уважение и безусловная любовь - необходимые компоненты для того, чтобы ребенок рос психологически здоровым. Ощущение своей значимости и в семье и среди сверстников - важная потребность ребенка. Хочется закончить такими словами: "Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены ее чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет. О таком человеке можно сказать, что он жив хлебом единым». Родители знайте что происходит с вашим ребенком, если его потребности не удовлетворяются! |