Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.
Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных и важных задач в жизни общества. Ее актуальность возрастает в связи с непрерывным ростом количества несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения, а именно, увеличивается число девиантных поступков, совершаемых детьми и подростками, имеющими нарушения интеллекта.
Девиантное поведение у подростков с ОВЗ связано с рядом социальных и биологических факторов, выступающих во взаимодействии и единстве. Наиболее распространенными формами девиантного поведения у данной категории детей и подростков являются агрессивность, бродяжничество, попрошайничество, воровство, раннее табакокурение.
Основными причинами девиантного поведения у умственно отсталых детей и подростков являются:
1) Неблагоприятные условия семейного воспитания (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав);
2) Недоразвитие эмоционально-волевой сферы и нарушение умственного развития;
3) Трудности коммуникации и адаптации.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии. Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так например, Л.Б. Шнейдер (специалист в области практической и прикладной психологии) выделяет конкретные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевание ребенка; повышенная возбудимость и неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности; неполные семьи и др.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю.А Клейберг (профессор, доктор психологических и педагогических наук) выделяет только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.
Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуаций характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение) .
Л.М. Шипицина (ректор Института специальной педагогики и психологии) предлагает классификацию причин девиантного поведения, в которой они подразделяются на две группы:
1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами (алкоголизм, невротические расстройства, остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга, интеллектуальная недостаточность);
2. Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (дефекты правового и нравственного сознания, особенности характера, особенности эмоционально-волевой сферы).
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу автор выделяет причины, связанные с возрастными кризисами.
Причины девиантного поведения следует искать в нарушениях процесса социализации. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влияние семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений:
- положение изгоя в классе,
- отвержение со стороны учителей,
- ярлык девианта в школе.
Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.
Отрицательное влияние семьи:
- безнадзорность,
- попустительство со стороны родителей,
- ослабление социального контроля,
- дефицит общения,
- неодобрение родителями друзей .
Таким образом, девиантное поведение в детской и подростковой среде у детей с ОВЗ имеет свою специфическую природу. Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации. Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин вышеперечисленных факторов.