Просмотр содержимого документа
«Причины и последствия агрессивного поведения детей»
Причины и последствия агрессивного поведения детей
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 166
Антипова Марина Сергеевна
Агрессия - форма поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющего физический вред людям или вызывающего у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности.
Агрессивность – устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности к нападению.
Виды агрессии
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта;
Прямая - направлена непосредственно на человека.
Вербальная (словесная ) - выражение негативных чувств как через оскорбления, крик, угрозы и т.д.
Косвенная - действия, которые задевают определенного человека косвенно (злобные сплетни, шутки и т. д)
Внешняя агрессия – направлена на окружающих
Защитная - агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия
Аутоагрессия – внутренняя агрессия, направленная на себя
Провоцирующая – вызов, «первая атака»
Враждебная – с целью причинения вреда кому-либо
Инструментальная - причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели
Причины агрессивного поведения
- Проблема отношений внутри семьи.
- Агрессивное поведение самих родителей, ближайшего окружения ребенка.
- Равнодушие родителей к делам и интересам своего ребенка.
- Гиперопека.
- Преувеличение самостоятельности ребенка.
- Сильная эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей.
- Противоречия воспитательного процесса.
- Непоследовательность в воспитании.
- Негативное влияние братьев или сестер (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны).
- Излишние запреты.
- Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка.
- Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка.
- Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений.
Также причинами агрессивного поведения могут быть:
- нарушения волевой сферы (неспособность контролировать свои поступки)
- высокая степень возбудимости
- недостаточное развитие интеллекта
- особенности темперамента
- низкая самооценка
- неумение строить отношения в социуме
- СМИ
Портрет агрессивного ребенка
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается с взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Рекомендации для родителей
- Проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи.
- Создайте дома спокойную и стабильную обстановку.
- Не используйте физические наказания.
- Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
- Уделяйте время и внимание своему ребенку.
- Подкрепляйте положительное поведение.
- Не злоупотребляйте запретами.
- Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.
- Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
- Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывать стоит за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева.
Приемлемые способы выражения гнева
- Прямое заявление о своих чувствах:
«Я злюсь, когда ты …»
«Мне обидно когда ты…»
- Выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов (рисунок, игра).
- Перенос чувств на неопасные объекты: резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, спортивный инвентарь и т.д.
- Давайте ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после травмирующего события.
- Обучайте распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
- Учите брать ответственность за конфликт на себя.
- Исключите просмотр агрессивных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.
- Объясните ребенку, почему нельзя драться, оскорблять других людей. Затем расскажите и (покажите)ребенку, какого поведения вы от него ждете.
- Пресекайте агрессию определёнными замечаниями:
приказание прекратить неподобающее поведение
объяснение причины, по которой это нужно сделать
предоставление альтернативного варианта поведения
- Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках.
- Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.
- Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату.
- Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами
Литература
- Мэтью Мак - Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак - Кей «Укрощение гнева»
- Р.Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».
Последствия детской агрессии
- Нарушение процесса социализации.
- Внутриличностные проблемы.
Благодарю за внимание!