СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и следствия.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети читают параграф. Пересказывают. Зубрят факты. Но использовать знания не умеют. Успеха нет, им надоедает «стучаться головой в стену», и гаснет очередная, не взошедшая ещё звезда… На одном уроке этому горю не поможешь. Здесь нужен совместный труд. Как мне кажется, мне удалось найти одну из главных болевых точек школы. Делюсь. Жду комментариев.

Просмотр содержимого документа
«Причины и следствия.»

Причины и следствия.

Вы заметили:

Что появились дети, которые много и безрезультатно трудятся: по самостоятельным и домашним работам пятёрки, а как проверочная – два?

Что даже старшеклассникам в последнее время приходится пояснять смысл вопроса?

Иногда нужно не по разу комментировать порядок заполнения таблицы?

Количество ошибок в работах перешагнуло тот рубеж, когда есть смысл их исправлять (красного цвета в работе может оказаться больше синего)?

Список можно продолжить. Вопрос в другом: что делать? И вот внедряем игровые формы для повышения интереса, используем ИКТ для «осовременивания» урока, ищем и при желании находим миллион причин в себе, детях, программе… А я в последнее время ВДРУГ поняла: не там ищем. Мозаичность сознания и отсутствие целостной картины в мировосприятии у детей компьютерного века – да, имеет место. ММД – очень может быть. Тесты-угадайки (всем нравятся, всем удобны) приучают к наличию «костылей» в поиске ответа на любой вопрос – и это проблема, согласна. Несогласованность изучения базовых тем по разным предметам – существенный минус: как хорошо бы по физике и химии в один день разбирать строение атома и, как следствие, окислительно-восстановительные, электрические и радиоактивные свойства; одномоментно на физике изучать оптику, а на биологии – строение и работу глаза… Однако, даже принимая во внимание «аксиому»: «раньше было лучше», приходится признать, что при советской системе образования не было практики повального репетиторства, а результатам завидовал весь мир.

А нас учили мыслить! И закрепляли эти навыки на разных предметах. Мы рассуждали, писали сочинения, доказывали… Предвижу бурю возмущения: мы тоже этому учим! Но, пожалуйста, дочитайте до конца!

В учебнике задания формулируются словами: «сравните», «обобщите», «проанализируйте», «сделайте вывод о…». Думаете, дети понимают, что от них хотят? Как бы не так! Сколько лет объясняю, что это – мыслительные приёмы, которые имеют алгоритм общий для применения в любой дисциплине, а результат? Большинство одиннадцатиклассников уверены, что сравнить – это найти отличия. И всё! А это путь из пяти шагов:

1. Найти все сходства.

2. Объяснить причину этих сходств.

3. Найти все отличия.

4. Объяснить причину отличий.

5. Посмотреть, чего больше: сходств или отличий? И сделать заключение по сути сравнения.

Попробуйте применить на истории оба подхода. Например, сравнить Древнюю Спарту и Македонию. Какой ответ глубже? Тот, где перечислены отличия и всё на этом или второй вариант?

А на литературе? На биологии? Вы думаете, что после пояснения пошагово алгоритма сравнения всё резко меняется к лучшему? В учебнике было задание: в виде таблицы сравнить движения растений и животных. И подавляющее большинство шестиклассников не сумело найти признаки сравнения! Признаки предметов ещё как-то удаётся выделить (хотя сегодня умненький пятиклассник с трудом решился спросить: «А признаки – это что?» Он-то думал, что понимает, чего от него хотят, начал отвечать и растерялся: учил, а ответить не может.), а признаки процессов (периодичность, скорость, эффективность и т.п.) или явлений дети просто не видят! Проверьте!

Проанализировать – разъять цельное на составляющие, рассмотреть их с разных сторон (строение, назначение, механизм функционирования, причину возникновения, последствия включения-выключения… ), найти закономерности взаимодействия… Потом подвести черту: что заметили, почему-зачем именно так…

Эдвард де Боно в своих книгах даёт интересно и легко практику освоения мыслительных приёмов. РЕКОМЕНДУЮ! Но и просто выполнять задания «сравните», «обобщите», «проанализируйте», «сделайте вывод о…» детей ещё надо научить.

Дети читают параграф. Пересказывают. Зубрят факты. Но использовать знания не умеют. Успеха нет, им надоедает «стучаться головой в стену», и гаснет очередная не взошедшая ещё звезда… На одном уроке этому горю не поможешь. Здесь нужен совместный труд. Словами формулируются мысли, они, в свою очередь, развивают мозг. Любые навыки, в том числе и мыслительные, облегчают и ускоряют рутинную работу, переводя её в автоматический режим и высвобождая время на творчество. Но и мыслительные навыки подчиняются правилу «Любовь с двадцать первого раза», то есть, если регулярно изо дня в день (усреднено 21) совершать конкретное действие, то на двадцать второй раз оно станет автоматическим, совершаемым без усилий.

Как-то я услышала фразу: «Если бить всё время в одну точку – будет дыра, а если с разных сторон – может получиться скульптура». Попробуем вместе создать произведение искусства?





Махоничева Ирина Витальевна