СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собраны игры и упражнения, которые можно использовать на уроках обучения грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Причины и способы устранения пропуска букв при письме.»

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:

- ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;

- недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;

- недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов.
Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются. 


Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры. Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

Задания для уточнения значения слов.

  1. 1.Игра «Кто больше?»
  2.  Вот сколько на К я умею назвать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковер, кладовка, калитка, комод, коридор…

- Ой, хватит! И буква ведь может устать! А вот что на Т ты умеешь назвать?

  1. 2.Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию

Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза

Серый, маленький, колючий –

Звонкий, быстрый, веселый –

Вкусный, алый, сочный –

Желтые, красные, осенние –

3.Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста.

4.Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

    1. День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

5.Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

    1. Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

6.Игровое упражнение «На что похоже?»

Подберите похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

7.Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

8.Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий.

9.Повтори слова. Объясни их значение.

сопка курага

сумрак пираты

слалом панамка

пристань оратор

При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж.

10. Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе.

Рыба – палтус

Цветок – примула

Ракета - космонавт

Море – аквалангист


Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.
Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [ц] и путает буквы их обозначающие.
При нарушении фонематического слуха  ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы. Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.  Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания.

Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.


1. Выделение из слова первого звука.
2. Выделение из слова последнего  звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове. 
4.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть.
5.Придумывание слов с заданным звуком.
6.Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
7. Подсчет звуков в слове.
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.

Примерный набор слов:

Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
8.Определение последовательности звуков в слове .

Назови порядковый номер звука.
Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и  устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а]  в слове рыба?

9.Характеристика заданного звука.
 Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10.Придумывание слов с заданной характеристикой.  
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11.Выкладывание звуковой схемы слова, где  каждый звук обозначается условным знаком. 
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12.Придумывание слов по заданной  звуковой схеме.
13. Игра «Один или два»

Учитель называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством.

14. Игра «Место звука в слове»

Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук?

15. «Загадочное превращение».
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй звук «о» на звук «и».
16. Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови, и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.

Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

17. Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков.
Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово.    
Пример:
Шляпа  - 4 звук,
Карета – 4 звук,
Забота – 5 звук,
Карусель – 4 звук,
Горох – 5 звук.
 Получилось слово – петух.
18. Игра «Превращение слов»

Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д.

19. Письмо с проговариванием.

Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот.

-Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных.

20. Игра «Считаем буквы»

Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

21. Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм».

22.Игра «Проверяй-ка»

Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв

[гром] – гром, [ шл'апа] – шяпа, [сухар']- сухар.

23. Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д.

24. Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам.(согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный)

25. Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов)

26. Игра « Самый зоркий»

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?


Примеры конкретных упражнений.

1.Назови первый звук в словах:  астра, кот,  нож, утка,  ива,  осень,  рыба,  лиса, трактор.

2.Назови последний звук в словах:  весна,  кот,   дом,  сыр,  носки, кенгуру,  сын,  стол.

3.Скажи: есть или нет звук [у] в словах:  лук,  утка, сыр,  лыжи,   дом,  кубик,  кенгуру, лист, зуб, рыба.

4.Скажи: где находится  звук [у] в словах в начале, в середине или в конце:  утка, лук, кенгуру,  кубик,   усы.

5.Придумай слова со звуком [у].

6.Придумай слова со звуком [у] в  середине.

7.Скажи: сколько звуков в словах:  дом, мама, кошка, рыба,  карандаш, фонтан,  крокодил.

8.Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук,  назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком  [к’], 
между звуками [с] и  [и]

9.Расскажи о  четвёртом звуке в слове носки.

10.Придумай слово,  чтобы последний звук в слове был гласный.

11.Составь звуковую схему слова носки.

12.Придумай слово по схеме.  


Хорошее внимание – это одно из главных условий успешной учебы в школе.
Внимание можно  и нужно развивать и тренировать. Тренируя внимание, не обязательно выполнять скучные упражнения, можно играть в веселые и полезные развивающие игры.
При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при  написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умении видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

Игры для развития внимания.


1.«Найди ошибку» 
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, учитель специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.
2.«Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3.«Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например: анул – луна, трок – крот.
 Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки  в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
 В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк,  акжонокорос,  нофотингам и т.д. Совет: чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.
4.Чтение  и запись «склеенных» предложений.
а) без использования лишних букв:
Проворонилаворонаворонёнка.
б) с использованием лишних букв
Проворонилаирнворонатирнворонёнка.
Ответ: Проворонила ворона воронёнка.
Записываем правильный вариант с пропусками между словами и без лишних букв.
5.Выборочное письмо.
Под диктовку записывается текст, но пишутся не все буквы, а только те, о которых  договорились  заранее, вместо остальных букв ставятся точки.
Пример1: согласные пишем, вместо гласных ставим точки.
Пример2: согласные и ударные гласные пишем, вместо безударных гласных ставим точки.
Подобное упражнение не только развивает внимание, но и способствует выработке орфографическое зоркости.
6.Анаграммы.
Всем известное упражнение на перестановку букв. Можно переставлять как буквы, так и слоги. Решение анаграмм развивает не только внимание, но и аналитическое мышление.  
Начинайте решать анаграммы, состоящие из малого количества букв : 3 или 4, потом переходите к более сложным.
Пример:
еинтпчк  щдьоалп    ийалкне
Ответ:
Птенчик  площадь    линейка
Можно зашифровывать термины, словарные слова, которые ребенку необходимо запомнить, или  слова, в которых он делает ошибки.

7.Удерживая в уме ряд слов, записывать  их в определенной последовательности, следуя инструкции.
Пример 1: 
Ряд слов: чашка, машина, клён, медведица.
Задание: запиши сначала слово из 4 слогов, затем из 2 слогов, из 1 слога, из 3 слогов.
Главное условие – удерживать в памяти ряд слов или чисел, нигде его не записывая,  и выполнять с ним определенные действия.


Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе. Ребенку сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач. Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы  местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете.

Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.

1.    «Сохрани слово в секрете». 
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова ( из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило. 
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.  Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
2.    «Спрячь букву».
Инструкция ребенку: « За буквой  «а»  охотится Буквоешка . Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки»
Текст: « Наступила ранняя весна.»
В тетради получится: «Н.ступил.   р.нняя     весн.   .»
Для более взрослых детей хорошо такое  упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать. 
Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить  другим цветом.
3.«Можешь ли ты делать два дела сразу?»
Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». 
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или  «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».
4.«Как сказать слово, не произнеся ни звука»
Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу). 
1 хлопок – буква «о»
2 хлопка – буква  «т»
3 хлопка – буква  «к»
4 хлопка – буква  «с»
5 хлопка – буква  «и»
6 хлопка – буква  «а»
 Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать.
Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок,
Коса,  киса, ток, такси и т.д. Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву.

5. «Волшебный диктант»

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса----

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса---а, здоровый------ый, травка----к-.

6. Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные игры(и), эхо(э), утка(у).

- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

дом(о), рак(а), дым(ы).

- Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).

- Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).

7. «Самый зоркий»

Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

эдафозавр

эдофозавр

эдафозавр

едафозавр

эдафозавр

эдафаззавр

эдафосавр

этафозавр

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка Упражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер - бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!