Тема урока «Причины японского экономического чуда»
11 класс
Учебно-методическое обеспечение:
- программа среднего (полного) общего образования по географии, образовательная программа по географии В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» («Дрофа», М., 2009);
- учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира, 10 класс», М., Просвещение, 2011.
Данный урок в разделе «Региональная характеристика мира» - 11, 4 урок в теме «Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия».
Цели урока: выявить особенности социально-экономического развития послевоенной экономики Японии, рассмотреть явление, получившее название в литературе «японское чудо».
Задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Личностные УУД – установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
Регулятивные УУД – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит освоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД – выделение и анализ необходимой информации, установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, работать в паре, умение выражать свои мысли и делать выводы.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала, поэтапный практикум.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Технологии (форма организации урока): личностно-ориентированные (дифференцированного обучения, коллективного взаимообучения).
Методы организации познавательного процесса: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, политическая карта мира, атласы для 10-11 класса, презентация «Причины японского экономического чуда» (Power Point), технологические листы для учащихся, статистические и информационные материалы.
Межпредметные связи: история, экономика.
Подготовительный этап:
- Подготовка презентации (Power Point) «Причины японского экономического чуда».
- Подготовка статистического и информационного материала, листов с печатной основой.
Этапы урока.
Организационный этап.
Мотивационно - целевой этап.
Операционно - познавательный этап.
Этап информации о домашнем задании.
Рефлексивно - оценочный этап.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Образовательные задачи этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы; подготовить к общению психологически.
Содержание этапа:
приветствие, знакомство, фиксация отсутствующих;
проверка подготовленности обучающихся к занятию;
организация внимания обучающихся.
Мотивационно - целевой этап (слайды 2, 3, 4)
Образовательные задачи этапа: обеспечить мотивацию учения обучающихся, принятие ими целей учебного занятия; актуализация субъектного опыта обучающихся.
Содержание этапа:
сообщение темы учебного занятия;
формулирование целей урока вместе с обучающимися;
актуализация знаний;
постановка перед обучающимися учебной проблемы.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение стран азиатского региона. Вашему вниманию предлагается семь чудес страны, экономику которой нам предстоит изучить на уроке. Если вы узнаете страну, то поднимите руку (слайде № 1):
страна является крупным финансовым центром мира;
это государство с самым низким показателем детской смертности и самым высоким уровнем продолжительности жизни (80 лет).
по национальному доходу на душу населения страна занимает 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга;
доля средств на научно-исследовательские разработки в ВВП достигает 3 % - это самая высокая доля в мире;
для страны характерна самая высокая степень автоматизации и электронизации;
страна высокой культуры и сплошной грамотности;
островное положение страны в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.
Что же это за страна?
Обучающиеся: определяют название страны – Япония.
Учитель: кто может показать страну на политической карте мира и назвать её столицу?
Обучающиеся: один из обучающихся работает с картой у доски.
Учитель: прошу рассказать, с чем или кем у обучающихся ассоциируется Япония.
Обучающиеся: проводят ассоциации.
Учитель: предлагаю на (слайде № 2) фотоальбом: как воспринимают Японию большинство людей в мире.
А какая страна богаче: Россия или Япония? Этим вопросом однажды озадачил своих учеников учитель экономики Е.Н.Травин. Условно класс был поделён на две команды: Япония и Россия. Задание – построить пирамиду по образцу из бумаги.
Природных ресурсов больше у России, поэтому команде выдали 4 листа ватмана. А Японии – 1 лист. Средства производства лучше в Японии, поэтому команде выдали линейки, транспортиры, карандаши, циркуль, ножницы, скотч. А России – набор скрепок.
Через 5 минут – команды завершили работу.
Пофантазируйте, предположите, что получилось?
Обучающиеся: выдвигают предположения.
Выводы, которые необходимо сделать: японская пирамидка – маленькая, крепкая, акккуратная, грациозная, настоящая – «made in Japan». Пирамидища российского производства – огромная, но незаконченная, неровная, неустойчивая, «могучая и бессильная».
Итак, Россия богаче сырьём, в Японии лучше технологии, качественнее товары.
А, ведь, после Второй мировой войны Япония отставала от других стран мира, в ней не было телевизоров и радиоприёмников, она была разорена и опустошена.
Не хотите ли вы узнать, как Япония достигла успеха? Что же случилось? В чём причина её экономического взлёта?
Давайте, сформулируем тему урока (варианты).
Далее обозначаю тему урока «Причины японского экономического чуда». Я предлагаю вам как форму работы поэтапный практикум. Инструктаж по заполнению листов с печатной основой. Предлагаю учащимся поставить цель урока.
Обучающиеся: участвуют в постановке учебных задач (например: выявить особенности развития экономики Японии, узнать, что такое «японское экономическое чудо», изучить его, понять причины экономического чуда, выполнить практические задания по теме урока).
(слайд № 3, 4).
Обучающиеся: записывают тему на опорных листах.
Учитель: в процессе урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Почему стало возможным японское экономическое чудо?».
Форма контроля: выявление интересных фактов, ассоциаций; участие в постановке цели урока, составление «визитной карточки страны» по форзацу учебника и материалам презентации (слайд 5).
Операционно - познавательный этап.
Образовательные задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание обучающимися изучаемого материала; содействовать усвоению обучающимися способов, средств, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала; выявить проблемы первичного осмысления изученного и провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий в ходе проведения практикума; обеспечить установление обучающимися межпредметных связей; выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способов действий; обеспечить развитие у обучающихся способности к оценочным действиям.
Содержание этапа:
проверка понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания;
проверка полноты и осознанности усвоения новых знаний и способов действий;
организация деятельности обучающихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ходе поэтапного практикума;
организация деятельности обучающихся по применению знаний в изменённых и новых ситуациях;
глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся;
проверка образа мышления учащихся;
проверка сформированности общих учебных умений;
комментирование ответов учащихся;
(практический блок № 1).
Учитель: организую практическую работу над проблемным вопросом: Каковы особенности ЭГП Японии: прошу обучающихся по картам атласа и карте на слайде № 6 составить характеристику экономико-географического положения Японии, выделив положительные и отрицательные черты ЭГП.
Обучающиеся называют основные черты экономико-географического положения страны.
Учитель: предлагаю проверить правильность суждений на слайде № 7.
Обучающиеся отвечают на вопрос, а затем проверяют на слайде.
Положительные стороны:
а) выход к морям и океану (приморское положение);
б) центральное положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе и близость к России;
в) близость экономической сверхдержавы – США.
Отрицательные стороны:
а) изолированность (островная страна) от большинства стран мира;
б) удаленность от рынков сырья и рынков сбыта, от высокоразвитых европейских стран;
в) островная разрозненность частей страны (4 крупных и 4 тысячи мелких островов).
Форма контроля: повторение основных черт ЭГП.
(практический блок № 2).
Учитель: предлагаю обучающимся:
- 1 вариант: подтвердить фактами экономическую мощь Японии, используя таблицу «Место Японии в мире» на слайде № 8 и таблицы в Приложении учебника;
- 2 вариант: дать характеристику структуры экспорта и импорта Японии, используя схему блока (стр. 246) учебника № 17;
- 3 вариант: подтвердить примерами зависимость японской экономики от импорта некоторых видов минерального сырья, используя диаграмму «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья» и сделать выводы (слайд 9).
Обучающиеся: выполняют задания, которые вынесены на опорный лист.
Учитель: дополняю, что Япония ввозит из-за рубежа почти все сырье и топливо, необходимое для страны. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз.
9/10 готовой продукции Япония сохраняет для собственных нужд, а остальную часть экспортирует, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива.
Форма контроля: анализ таблицы, схемы в учебнике и на диаграммы на слайде.
Гимнастика для глаз (в японском стиле)
(практический блок № 3).
Учитель: отмечаю, что успехи Японии очевидны, смотря на слабую ресурсную базу. Предлагаю продолжить рассмотрение слагаемых этих успехов.
Чтобы ответить на этот вопрос, хочу обратить внимание на людей, живущих в этой стране.
Сами японцы говорят, что «единственный ресурс, которым мы располагали, приступая к преобразованию послевоенной экономики, находился у нас под головным убором. Выживание Японии зависит от того, как мы сможем воспользоваться нашими мозгами и изобретательностью». А ещё они отмечают, что «люди, продукция, деньги – ключевые элементы японского бизнеса, но люди – это самое главное».
Японцы – очень удивительный народ (слайд 10).
Учитель: прошу, используя раздаточный материал, определить национальные черты японцев.
Обучающиеся: определяют национальные черты японцев (преданность властям, патриотизм, почитание предков, соблюдение чести семьи, оптимизм, учтивость и т.д.).
Учитель: Кто такие японцы? Что ими движет? (трудолюбие, упорство, прилежание, терпение, настойчивость, неиссякаемая энергия). Добавляю: верные традициям, целеустремлённые, стремящиеся к самосовершенствованию, преданные своей фирме.
А над чем из всего сказанного следует задуматься каждому из нас?
В настоящее время японский рабочий считается самым дорогим рабочим в мире, он имеет лучшую профессиональную подготовку.
Форма контроля: беседа с учащимися.
(практический блок № 4).
Учитель: давайте, попробуем выделить и объяснить причины японского экономического чуда (слайд 11):
импорт технической мысли, закупка лицензий, патентов позволили сэкономить время и средства;
использования прибылей на закупку оборудования;
использование ценного опыта предыдущих поколений («страна, где ничто не умирает»);
упор на наукоёмкие отрасли;
разработана система бонусов – особая система зарплаты (в зависимости от возраста, стажа и качества работы);
беспредельная и безоговорочная преданность фирме, общине, семье (т.е. человек обязан подчиняться воле старших и вышестоящих, даже если они не правы, даже если они поступают вопреки справедливости);
японский менеджмент (отказ от узкой специализации, универсальной развитие работника);
использование в качестве первоначального капитала – капитала частного предпринимательства;
использование дешёвой рабочей силы за рубежом.
Учитель: какой опыт развития хозяйства у своего восточного соседа могла бы позаимствовать Россия?
Мы ответили на вопрос «Почему стало возможным экономическое чудо?»?
Учитель: акцентирую внимание, что России необходимо поддерживать дружеские отношения с Японией; это позволит нашей стране получить мощного инвестора на Дальнем Востоке.
Форма контроля: проверка предположений учащихся.
4. Этап информации о домашнем задании.
Образовательная задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Содержание этапа:
проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашней работы;
информация о домашнем задании;
мотивирование выполнения домашнего задания;
инструктаж по выполнению домашнего задания.
Учитель: предлагаю обучающимся на выбор (с учётом интересов и степени сложности) следующие задания:
- 1. стр. 241-249 (читать, составить «визитную карточку» Японии из 7-10 пунктов);
2. 2. Практическая работа: (2 задания на выбор).
Задание: Используя данные таблицы «Структура топливно-энергетического баланса в 1990-2010 годах», сделайте вывод о топливно-энергетическом балансе.
Задание: Пользуясь картами атласа (стр. 33, 17), назовите крупнейшие центры чёрной металлургии, установите из каких стран или регионов Япония импортирует железную руду.
Задание: Пользуясь текстом учебника (стр. 245), найдите черты особенности отраслевой структуры и размещения сельского хозяйства Японии.
Задание: ответить на вопросы:
1. Какого вида транспорта нет в Японии? Почему?
2. Какой вид транспорта играет большую роль в международных перевозках?
Домашнее задание выдаётся на листах.
Обучающиеся определяются с предварительным выбором.
5.Рефлексивно - оценочный этап.
Образовательная задача этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Содержание этапа учебного занятия:
- В чем же парадокс экономики Японии?
- Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины, и они определяют последствия. Давайте организуем парную работу на проверку знаний.
Причины и следствия:
Нехватка природных ресурсов – новые технологии;
Менталитет – высокая квалификация;
Суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;
Запрет на вооружение – перестройка экономики;
Новые технологии – высокий уровень образования.
Обучающиеся: осуществляют взаимопроверку.
Учитель: даю характеристику работы класса; оцениваю индивидуальную работу обучающихся, предлагаю дать оценку своей работы всем желающим.
Обучающиеся: подводят итоги этапа урока.
Учитель: Сегодня мы сделали попытку охватить взглядом издалека нашего могучего восточного соседа. Нам суждено жить с ним бок о бок. Всем известно, что у соседа свои взгляды, традиции, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо его хорошо знать.
Предлагаю обучающимся ответить на вопросы: «Что нового вы сегодня узнали о Японии?», как вы думаете, сможет ли Япония подняться после последних событий, которые произощли на её территории? Не будет ли второго японского экономического чуда?
Обучающиеся делятся с учителем впечатлениями по уроку.
Учитель: благодарю всех за работу.
8