ПРИЧИНЫ неуспеваемости младших школьников. Методы и приёмы коррекции.
Ученик – это
не сосуд , который нужно наполнить,
а факел , который нужно зажечь. К.Д.Ушинский
Неуспеваемость учащихся -это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным
Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к знаниям
Причины
Внутренние
Внешние
Школьные перегрузки- это проблема способна сломать не только ребенка, но и его родителей
Нормативы для выполнения домашнего задания:
- 1 класс- 1 час
- 2-4 класс-1,5-2 часа
Предпосылки
педагогической запущенности
- неправильное развитие отношений
в семье,
- дефекты семейного воспитания,
- невольное участие в семейных конфликтах,
- негативные переживания,
- стрессовые состояния, неврозы,
- эмоциональная неустойчивость,
- замкнутость,
- замедленное психическое развитие.
Типы неуспевающих школьников.
- школьники, у которых неправильное отношение к учению;
- усваивающие материал с трудом;
- школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
- учащиеся, не умеющие трудиться;
- школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Этап урока
Профилактическая работа
1. Контроль за подготовленностью учащихся
Контролировать усвоение вопросов, вызывающих затруднение у учащихся.
Анализировать ошибки учеников, а затем концентрировать на них внимание.
2. Изложение нового материала
Проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Обеспечить разнообразие методов обучения.
3. Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать задания для самостоятельной работы разнообразные, чтобы достичь наибольшего эффекта.
Включать в самостоятельную работу задания на устронение ошибок допущенных при устных и письменных ответах.
Учить умению планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. Организация самостоятельной работы вне школы
Обеспечить в домашней работе повторение пройденного.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
Исключать перегрузку, осебенно слабоуспевающих учеников.
В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной работы
Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении-это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодаления трудностей при изучении различных предметов
В коррекционной работе с неуспевающими детьми следует применять такие методические приемы как:
карточки с заданиями;
- коллективную работу;
- карточки взаимоконтроля;
- диалог по теоретическому материалу (в парах);
- коллективный контроль (тест) с ответами на доске;
- тестирование
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Не торопите ученика. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания»
в материал. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы
с неуспешностью в обучении. 4. Предлагайте ученикам однотипные задания
(с учителем, с классом, с одноклас-сником, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Здесь идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. 6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе –
не получите и результатов обучения. 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих». 10. Научитесь привлекать к обуче-нию слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили «сильных» - посадите их к «сла-бым». Пусть учеба продолжается!
„ Все дети очень разные:одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребёнок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю!“
Школьная неуспеваемость сложное и многогранное явление школьной деятельности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Спасибо за внимание!