Просмотр содержимого документа
«Причины неуспеваемости и пути ее преодоления»
« Причины неуспеваемости и пути ее преодоления » учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1» Сидоренкова Ю.В.
Вопросы:
- Проблемы работы учителя со слабоуспевающими детьми и как их решить
- Какими формами и методами добиться успеха с такими детьми
- Как организовать успех на уроке
- Способы и формы стимулирования
Что же такое неуспеваемость?
- НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
- Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям .
Причины неуспеваемости
- 1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
- 2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Причины неуспеваемости
- К внешним причинам относятся социальные причины : снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
- Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, а также – недостаточное развитие процессов мышления, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.
- Деятельность учителя на уроке с использованием индивидуально-дифференцированного подхода:
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Деятельность учителя на уроке с использованием индивидуально-дифференцированного подхода:
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Использование различных видов дидактического материала:
- учебные тексты,
- карточки-тренажеры;
- карточки с выбором ответа;
- карточки-конспекты;
- карточки с образцом решения;
- задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования на основе дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).
-
- Использование различных видов дидактического материала:
Активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся
- Использовать такие виды деятельности, как:
- Диспуты и дискуссии,
- Проектная деятельность
- Групповую работу, работа в парах
- Творческие задания
- Ролевые игры
Найди лишнее:
1. 2. 3.
Сравните:
1. 2.
Многократное повторение изучаемого материала в разных формах
- Повторяем:
- Что такое клетка?
- Кто первым увидел под микроскопом клетку растений?
- Кто первым увидел под микроскопом клетки животных?
- Кто ввел понятие «ткань»?
- Какой ученый описал ядро?
- Кем были сформулированы положения клеточной теории?
- Сравните положения клеточной теории (первоначальные и современные)
Повторяем!
Клетка – это…
Прокариоты – это…
Эукариоты – это…
Органеллы – это…
Мембрана нужна для…
Ядро необходимо для…
В клетках растений находятся...
Активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся : использование разнообразных видов наглядности, моделирование и обследование предметов
Активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся : использование натуральных объектов, объемных моделей, моделей-конструкторов
Активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся
- Создание проблемной ситуации и ее разрешение в процессе поисковой работы.
- Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов:
- «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах?
- Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь?
- Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний?
- Метод эмпатии
- Метод эмпатии означает «вживание» человека в состояние другого объекта.
- «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни».
- Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.
- Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой
Индивидуально-дифференцированный подход через проектную деятельность
Индивидуально-дифференцированный подход через проектную деятельность
Творческие работы учащихся
Экскурсии в рамках проектной деятельности
Участие в конкурсах, олимпиадах, акциях
Работа в парах, группах, ролевые игры
Работа в парах, группах, ролевые игры
Практическая направленность урока, мероприятий
Обязательное проведение на уроках рефлексии!
- РЕФЛЕКСИЯ:
- На уроке я узнал(а)…
- На уроке я понял(а)…
- Самым сложным для меня было…
- Больше всего мне понравилось…
- Я самым важным я считаю…
- На следующем уроке мне хотелось бы узнать…
Рефлексия:
- Лучше всего я запомнил(а)…
- Больше всего мне понравилось…
- Меня удивило…
- Самым важным я считаю…
- Мне хотелось бы узнать…
Способы и формы стимулирования на уроках
Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке ?
- "Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молодых людей."
- С. Смайлс.
Словесная похвала
- Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!
- Ты на правильном пути!
- Каждый может ошибаться! Попробуй еще!
- Еще немного времени, и у тебя получится!
- Ты постарался - и всё получилось!
- Какое интересное решение!