СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины трудностей в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Причины трудностей в обучении младших школьников»

Причины трудностей в обучении младших школьников

Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он хочет учиться,

хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный

мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может. В чём причина?

Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное

время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуаль­ным особенностям детей. Социальный прогресс, высокие темпы раз­вития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на воз­растные и психические особенности ребёнка. В результате даже спо­собные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.

Другой причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребён­ком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически

и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.

С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педа­гогам? Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?

Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:

«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — пробле­ма с памятью.

«Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.

«Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки ин­формации.

«Не могу представить» — проблема с воображением.

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне

для успешного обучения?

В первую очередь — внимание. Причём внимание должно обла­дать произвольностью, достаточной распределением и объёмом.

Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать

внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на по­

сторонние раздражители.

Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно

для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию.

Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие

разномодальной информации: например, слушать учителя и писать.

Именно на внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги.

С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать

из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени

обучения в школе уровень развития этих отделов и, соответственно,

все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте.

Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хоро­шую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появ­ляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность

активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуют­

ся с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке

или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения.

За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные

отделы головного мозга, так называемый «ствол».

Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и кон­троля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится при­лагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого не­

обходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет

трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблю­дать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля от­вечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в послед­нюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам

обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.

Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия.

Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фраг­ментарность, неполноту образа.

При недоформировании зрительно-пространственного восприятия

ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему труд­но будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это

отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы

головного мозга.


При несформированности акустического восприятия могут возник­нуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематиче­ского характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных

фонем б-п, д - т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.

Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере:

небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недо­статочное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.

Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти.

Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. По­

этому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слу-

хоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если

у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой,

двигательной), то это показатель несформированности глубинных от­делов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа,

синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.

Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульси­вен

или медлителен, имеются трудности переключения с одной

деятельности на другую. Это может проявляться, например, в пись­ме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает»

и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы пере­ключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.

Важный аспект — сформированность межполушарного взаимо­действия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже

к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого

и правого полушарий необходимо, например, в математике (при реше­нии задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде

схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на началь­ных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может

вспомнить, как пишется та или иная буква).

У ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке. Важна

правильная постановка руки при письме.

Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чте­нии и списывании с доски.





Нейропсихология. Игры и упражнения / Ирина Праведникова. — М.:

АЙРИС-пресс , 2018 — 112 с: ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!