Причины трудностей в обучении младших школьников
Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он хочет учиться,
хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный
мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может. В чём причина?
Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное
время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям детей. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности ребёнка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.
Другой причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически
и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педагогам? Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?
Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
«Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
«Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
«Не могу представить» — проблема с воображением.
Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне
для успешного обучения?
В первую очередь — внимание. Причём внимание должно обладать произвольностью, достаточной распределением и объёмом.
Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать
внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на по
сторонние раздражители.
Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно
для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию.
Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие
разномодальной информации: например, слушать учителя и писать.
Именно на внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги.
С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать
из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени
обучения в школе уровень развития этих отделов и, соответственно,
все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте.
Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность
активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуют
ся с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке
или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения.
За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные
отделы головного мозга, так называемый «ствол».
Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и контроля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого не
обходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет
трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в последнюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам
обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.
Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия.
Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фрагментарность, неполноту образа.
При недоформировании зрительно-пространственного восприятия
ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это
отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы
головного мозга.
При несформированности акустического восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных
фонем б-п, д - т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.
Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере:
небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.
Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти.
Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. По
этому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слу-
хоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если
у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой,
двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.
Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.
Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен
или медлителен, имеются трудности переключения с одной
деятельности на другую. Это может проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает»
и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.
Важный аспект — сформированность межполушарного взаимодействия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже
к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого
и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде
схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может
вспомнить, как пишется та или иная буква).
У ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке. Важна
правильная постановка руки при письме.
Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чтении и списывании с доски.
Нейропсихология. Игры и упражнения / Ирина Праведникова. — М.:
АЙРИС-пресс , 2018 — 112 с: ил.