СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Придаточные определительные (урок-практикум)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:

1.оброзовательная – повторить и закрепить сведения о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным, расширить знания учащихся о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным; проконтролировать степень усвоения учащимися отдельных орфограмм, умение находить придаточные определительные с различными союзами словами в сложноподчиненном предложении, проверить сформированность навыка расстановки знаков препинания  в сложноподчиненном предложении, при причастном обороте, однородных членов предложения,   вводных конструкций, выработать умения заменять придаточные определительные синонимичными конструкциями и наоборот. Познакомиться с историческими фактами, служившими основой для создания отдельных произведений Лермонтова и нашедшими отражение в творчестве поэта.

 

Просмотр содержимого документа
«Придаточные определительные (урок-практикум)»

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

(УРОК-ПРАКТИКУМ)

ЦЕЛИ:

1.оброзовательная – повторить и закрепить сведения о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным, расширить знания учащихся о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным; проконтролировать степень усвоения учащимися отдельных орфограмм, умение находить придаточные определительные с различными союзами словами в сложноподчиненном предложении, проверить сформированность навыка расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, при причастном обороте, однородных членов предложения, вводных конструкций, выработать умения заменять придаточные определительные синонимичными конструкциями и наоборот. Познакомиться с историческими фактами, служившими основой для создания отдельных произведений Лермонтова и нашедшими отражение в творчестве поэта.

2. воспитательная - воспитание гражданских качеств, патриотизма; быть чутким к художественному слову, знать историю своей страны, гордиться ею.

3. развивающая – обогащать и усложнять словарный запас учащихся, произвести исследовательскую работу, показать связь с литературой, продолжать формировать у учащихся умение логически мыслить, развивать воображение, память, внимание, тонкость восприятия поэтического слова.





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент ( объявления темы урока, целей). Здравствуйте. Садитесь. У нас сегодня немного необычный урок, мы принимаем гостей. Приглашаю вас к активной работе. Мы продолжим изучение сложных предложений. Урок проводим в форме практикума. Цель нашего урока – расширение и закрепление сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными. Урок наш будет тематическим и в плане содержания. Он посвящен великому русскому поэту, с чьим именем вы знакомы, а в 9 классе нам предстоит подробнее узнать творчество М.Ю. Лермонтова. Эпиграфом к уроку пусть послужат слова И. Андроникова : «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного… наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

  2. По карточкам работают….

А для остальных - словарный диктант

Карточка №1 Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните значение слова «баталия».



О Бородинском бое Лермонтов в первые услышал от Афанасия Столыпина, брата бабушки, блестящего офицера, который участвовал баталии. Он рассказывал о том незабываемом дне, о героических действиях артиллеристов, о редуте Раевского, о подвиге Дохтурова. Сменив на поле раненого Багратиона, этот генерал обратился к солдатам со словами : « За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!». Дохтуров тоже приходился Лермонтову родней.

Баталия, -и,ж.1. Сражение (стар.) 2. Перен. Шумная ссора (разг. шутл.)



Карточка №2 Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Замените одно придаточное синонимичной конструкцией (причастным оборотом), стоящим определяемым словом.



«Бородино», как известно, возникло не сразу. Сначала было стихотворение «Поле Бородина», написанное 16-летним поэтом, в котором ощущалась влияние изысканной речи Столыпина.

Учитель. Первое придаточное предложение не уместно, так как получается, что 2 придаточное относится к слову поэта.



  1. Словарный диктант. Запишем слова, которые часто употребляются в произведениях Лермонтова.

К доске пойдут……

(Два ученика пишут на доске, остальные проверяют).

- Оживленно, из виду, недалеко, бесшумно, расположенный, разыграться, масштабность, грандиозный, генерал, соотечественник, сражаться, патриотизм, точь-в-точь, участник, сочувствовать, обратиться, изобразить.



- Какие слова требуют запоминания или проверки по орфографическому словарю?



-Укажите слова, в которых правильны выбор написания зависит от умения определить в слове корень, суффикс, приставку.



-Докажите, что необходимо не только знать правило написаний приставок на (з-с), но и уметь отличать их от предлогов.

(бесшумно-бесшумный, без шума)



(Класс задает вопросы по теме «Сложноподчиненные предложения, придаточные определительные» ученикам, писавшим на доске слова)



  1. Проверяем карточки. Карточка №1 первое предложение записывают на доске. Ребята! А помните, как сказано об этом. (Сменив на поле раненного Багратиона, этот генерал обратился к солдатам со словами : «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!».) В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ученик нашей школы Братилов Олег этот момент боя изобразил вот так….

Карточка №2 выполняется полностью.

  1. Продолжаем работу. Откройте учебники

Упражнение 128, страница 65



Прочитайте выразительно текст. Какой тип речи в нем преобладает? К какому стили относится текст? (Описание местности, художественный стиль)

Ученик. Я считаю, что это описание местности, где происходит действие.

Ученик. Я считаю, что это художественный стиль. Изобразительные средства языка: эпитеты (холодный полумрак, причудливые повороты, призрачные нити), метафора (нити водопадов), олицетворение (рев Терека), сравнение (небо-голубая лента).

Учитель. Старайтесь найти изобразительные средства языка, так как это один из вопросов ЕГЭ. В художественном стили тропы всегда есть.

Для доказательства своей мысли И. Андроников приводит слова М.Ю.Лермонтова, что является еще одним признаком художественного текста.

И рев Терека, и холодный полумрак ущелья, откуда даже в летний день небо кажется голубой лентой, и причудливые повороты дороги, вьющийся по карнизу отвесных скал, и с ниспадающих с них различные нити водопадов, и этот разрушенный замок, в который, по приданию, можно проникнуть потаенным ходом, прорытом в скале до самой реки, - все это в совокупности придает картине какой – то сугубо романтический вид.

Теперь каждому экскурсанту известно, что башня на вершине скалы – это «Замок Тамары», описанный Лермонтовым в его знаменитой балладе:

В глубокой теснине Дарьяра,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале…

И. Андроников.

Ребята, вы видите, что это высказывание И.Адроникова, одно из лучших лермонтововедов. Вновь обратимся к эпиграфу урока «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного… наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Замените причастный оборот синонимичной конструкцией ( придаточным определительным)

Учитель. Не всегда уместна замена. Здесь лучше оставить причастный оборот. Мы наблюдаем градацию (постепенное усиление). Не случайно последние определения записано как предложения.

УСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.

  1. Какова роль сложных предложений в тексте? (полнее объемнее выражают мысль)

  2. А если в тексте будут употреблены только простые предложения?

  3. Докажите что это текст (предложения объединены одной темой- романтический вид замка, можно озаглавить «Замок Тамары»).



ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

  2. Определите виды придаточных предложений.

  3. Выпишите из текста слова с приставкой при- пре-. Подберите родственный слова к слову экскурсант, экскурсия, экскурсионный .

Ребята, вспомните, что такое баллада?



Баллада (франц.), - ы, ж. Стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.\\ прил. Балладный, - ая, -ое.

Учитель. О том, какие еще значения имеет слово «Баллада» расскажет Заволокина К.

Она конкретизирует и глубже раскроет это понятие.

  1. Текст.

  2. Закончить наш урок хочу слова В.И. Коровина :

«В народной памяти Лермонтов живет как поэт – бунтарь, пламенный защитник свободы и горячий патриот, чье сердце жаждало мудрого своей простоте и наполненного духовностью счастья.»

Запишем их в тетрадь.

Итак, ребята, расскажем, на какой вопрос отвечают придаточные определительные?

Что они поясняют?

Какими союзными слова присоединяются?

Как графически мы можем изобразить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным?

Учитель. Верю, ребята, что в вашем сознании М.Ю.Лермонтов остается человеком благородным, честным, поэтом-патриотом. Хочется, чтобы вы любили страну, в которой живете, и гордились ее людьми.

  1. Домашнее задание

1.

Упражнение 129*

Упражнение 130

2. составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными о жизни и творчестве поэта.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!