Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.
Цели:
образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки.
развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости.
коррекционные: учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей; учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, к родному краю, прививать навыки дружеского общения.
Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс” компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Определение уровня подготовки класса. Упражнение «Разминка для ума»:
Даны три предложения. Ваша задача их прочитать и ответить на мои вопросы. (слайд)
1. Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями, которые тревожат сердце. (Н. Карамзин)
2. В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. (Т.Г. Шевченко)
3. Отечеству мы обязаны любовью, родине – уважением. (Дарий)
Задания к данным предложениям:
Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
Объясните написание гласных и согласных.
Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.
2. Проверка домашнего задания
Ответьте на наши вопросы:
1. - Чем отличается сложное предложение от простого предложения?
2. - На какие виды делятся сложные предложения?
3. - Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?
4. - Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?
5. - Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?
6. - Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?
- Мы составили несколько предложений, определите их вид и составьте схемы:
Гимназия, в которой мы учимся, находится в центре города.
Мы мечтаем о том, чтобы наша школа-гимназия становилась краше с каждым днем.
Здание, в котором расположена гимназия, построено в 1941 году.
Там, где находится наш кабинет, во время войны жили оккупанты.
Когда начинаются каникулы, у детей наступает праздник.
- Я думаю, последние два предложения вызвали у вас затруднение.
III. Изучение нового материала.
1. Постановка целей урока.
Итак, запишем тему урока: «Придаточные обстоятельственные места и времени». (слайд) Мы должны сегодня узнать, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные места и времени, научиться находить эти предложения и правильно расставлять знаки препинания.
2. Обобщение изученного.
Вы уже знаете, что придаточные предложения похожи на второстепенные члены предложения. Чем похожи? Правильно, вопросами! (слайд) Придаточные определительные похожи на … (подсказываем!) определения и отвечают на вопросы … (какой, чей), придаточные изъяснительные похожи на дополнения и отвечают на вопросы … (косвенных падежей). Придаточные обстоятельственные похожи на … (естественно, обстоятельства). Назовем вопросы, на которые отвечают обстоятельства. (записывается на доске, в столбик:
где? куда?, откуда?
Когда?, с каких пор?, до каких пор?
Почему?, отчего?
Как?
Каким образом?
Зачем? С какой целью?
И т.д.
Существует много видов придаточных обстоятельственных, также, как и самих обстоятельств. Ответьте мне, пожалуйста, на какие вопросы отвечают обстоятельства времени? Обстоятельства места?! И обстоятельственные времени и места будут отвечать именно на такие же вопросы!
3. Работа с учебником и таблицей.
Открыли учебник, страница 80, прочитаем правило. Правило мы рассмотрим в виде таблицы.
Запомните: средства связи в придаточных места – это только союзные слова, но не союзы!
Составление алгоритма.
Где? Куда? Откуда?
(указательное слово)
Сказуемое + там придаточные
места с
Туда союзными
оттуда , словами
где, куда
откуда
6. Закрепление материала (работа у доски).
Запишем предложения.
Определим вид придаточного, найдем обстоятельственные места. Для того, чтобы это правильно сделать, нужно вдумчиво задать вопрос.
В городе, где я живу, много достопримечательностей.
Судак расположен там, где плещется Черное море.
Там, где находятся памятные мемориальные знаки, в годы войны шли бои.
Мы не знаем точно, где находятся могилы героев войны.
Разбор предложений, составление схем.
Действительно, из всех этих предложений придаточными обстоятельственными места являются только второе и третье, потому что отвечают на вопросы обстоятельства – где?
7. Работа с учебником и таблицей.
Я думаю, вам нетрудно будет ответить, на какие вопросы будут отвечать обстоятельственные времени. Да, это вопросы когда?, с каких пор?, до каких пор? А что эти обстоятельственные обозначают, расскажет нам учебник. Итак, страница 81.
То, что мы узнали из правила, рассмотрим в нашей таблице. (слайд)
И составим алгоритм, который поможет нам в составлении схем.
8. Составление алгоритма.
Когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?
указательные слова:
тогда, после того, придаточные
до тех пор и др. времени с
союзами: когда
, пока, как, только, лишь и др.
9. Закрепление материала
Запишем предложения, составим схемы:
Уже вечерело, когда мы возвращались из похода.
Когда солнце сияет, город становится еще прекраснее.
Ранним утром, лишь только солнце позолотит вершины гор, я люблю искупаться в ласковой морской водице.
10. Творческое задание.
Переделайте простые предложения в сложноподчиненные. (слайды)
В Новом Свете был создан заповедник. Нам удалось сохранить многие виды можжевельника. (Когда)
Судак отметил 1800-летний юбилей. Популярность города возросла. (После того, как)
Поздней осенью наш городок опустел. (когда)
12. Работа с учебником и слайдами.
А мы с вами выполним упражнение
IV. Итоги урока (метод «Микрофон»)
Подведем итоги сегодняшнего урока. Продолжите одну фразу: «Сегодня на уроке я узнал …».
V. Домашнее задание.