СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Придаточные предложения места и времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о виде придаточных обстоятельственных места и времени

Просмотр содержимого документа
«Придаточные предложения места и времени»

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

Цели:

  1. образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки.

  2. развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости.

  3. коррекционные: учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей; учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

  4. воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, к родному краю, прививать навыки дружеского общения.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс” компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение изученного материала.

1. Определение уровня подготовки класса. Упражнение «Разминка для ума»:

Даны три предложения. Ваша задача их прочитать и ответить на мои вопросы. (слайд)

1. Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями, которые тревожат сердце. (Н. Карамзин)

2. В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. (Т.Г. Шевченко)

3. Отечеству мы обязаны любовью, родине – уважением. (Дарий)

Задания к данным предложениям:

Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Объясните написание гласных и согласных.

Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.

2. Проверка домашнего задания

Ответьте на наши вопросы:

1. - Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

2. - На какие виды делятся сложные предложения?

3. - Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

4. - Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

5. - Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

6. - Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

- Мы составили несколько предложений, определите их вид и составьте схемы:

Гимназия, в которой мы учимся, находится в центре города.

Мы мечтаем о том, чтобы наша школа-гимназия становилась краше с каждым днем.

Здание, в котором расположена гимназия, построено в 1941 году.

Там, где находится наш кабинет, во время войны жили оккупанты.

Когда начинаются каникулы, у детей наступает праздник.

- Я думаю, последние два предложения вызвали у вас затруднение.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка целей урока.

Итак, запишем тему урока: «Придаточные обстоятельственные места и времени». (слайд) Мы должны сегодня узнать, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные места и времени, научиться находить эти предложения и правильно расставлять знаки препинания.

2. Обобщение изученного.

Вы уже знаете, что придаточные предложения похожи на второстепенные члены предложения. Чем похожи? Правильно, вопросами! (слайд) Придаточные определительные похожи на … (подсказываем!) определения и отвечают на вопросы … (какой, чей), придаточные изъяснительные похожи на дополнения и отвечают на вопросы … (косвенных падежей). Придаточные обстоятельственные похожи на … (естественно, обстоятельства). Назовем вопросы, на которые отвечают обстоятельства. (записывается на доске, в столбик:

где? куда?, откуда?

Когда?, с каких пор?, до каких пор?

Почему?, отчего?

Как?

Каким образом?

Зачем? С какой целью?

И т.д.

Существует много видов придаточных обстоятельственных, также, как и самих обстоятельств. Ответьте мне, пожалуйста, на какие вопросы отвечают обстоятельства времени? Обстоятельства места?! И обстоятельственные времени и места будут отвечать именно на такие же вопросы!

3. Работа с учебником и таблицей.

Открыли учебник, страница 80, прочитаем правило. Правило мы рассмотрим в виде таблицы.

Запомните: средства связи в придаточных места – это только союзные слова, но не союзы!

  1. Составление алгоритма.



Где? Куда? Откуда?



(указательное слово)

Сказуемое + там придаточные

места с

Туда союзными

оттуда , словами

где, куда

откуда

6. Закрепление материала (работа у доски).

Запишем предложения.

Определим вид придаточного, найдем обстоятельственные места. Для того, чтобы это правильно сделать, нужно вдумчиво задать вопрос.

В городе, где я живу, много достопримечательностей.

Судак расположен там, где плещется Черное море.

Там, где находятся памятные мемориальные знаки, в годы войны шли бои.

Мы не знаем точно, где находятся могилы героев войны.

Разбор предложений, составление схем.

Действительно, из всех этих предложений придаточными обстоятельственными места являются только второе и третье, потому что отвечают на вопросы обстоятельства – где?

7. Работа с учебником и таблицей.

Я думаю, вам нетрудно будет ответить, на какие вопросы будут отвечать обстоятельственные времени. Да, это вопросы когда?, с каких пор?, до каких пор? А что эти обстоятельственные обозначают, расскажет нам учебник. Итак, страница 81.

То, что мы узнали из правила, рассмотрим в нашей таблице. (слайд)

И составим алгоритм, который поможет нам в составлении схем.



8. Составление алгоритма.

Когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?







указательные слова:

тогда, после того, придаточные

до тех пор и др. времени с

союзами: когда

, пока, как, только, лишь и др.

9. Закрепление материала

Запишем предложения, составим схемы:

  1. Уже вечерело, когда мы возвращались из похода.

  2. Когда солнце сияет, город становится еще прекраснее.

  3. Ранним утром, лишь только солнце позолотит вершины гор, я люблю искупаться в ласковой морской водице.

10. Творческое задание.

Переделайте простые предложения в сложноподчиненные. (слайды)

В Новом Свете был создан заповедник. Нам удалось сохранить многие виды можжевельника. (Когда)

Судак отметил 1800-летний юбилей. Популярность города возросла. (После того, как)

Поздней осенью наш городок опустел. (когда)

12. Работа с учебником и слайдами.

А мы с вами выполним упражнение

IV. Итоги урока (метод «Микрофон»)

Подведем итоги сегодняшнего урока. Продолжите одну фразу: «Сегодня на уроке я узнал …».

V. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!