СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предлог как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Предлог как часть речи

Цель: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию; научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;  развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике;  воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные:  знать определение предлога как служебной части речи; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметь отличать предлоги от других частей речи;

Тип урока: урок обретения новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Предлог как часть речи»

Русский язык 7 класс

Тема. Предлог как часть речи

Цель: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию; научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи; развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике; воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: знать определение предлога как служебной части речи; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметь отличать предлоги от других частей речи;

Тип урока: урок обретения новых знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Сценарий урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация

Отгадайте загадку:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет (предлоги, союзы, частицы))

- О какой части речи пойдет сегодня разговор?

  1. Актуализация знаний

-Ребята! Вы, я знаю, любите решать кроссворды.

Приём «Кроссворд»

Дети решают кроссворд, находят ключевое слово предлог

1.Скучать по вас

2. При содействии друзей

3.Читать без очков

4.Добежать до дома

5.Капли для лечения

6. Предостеречь от опасности

7.Сделал благодаря мне























  1. Этап целеполагания.

-Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня (Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)



  1. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

Посмотрите на доску

- Выполните синтаксический разбор предложений:

1. Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

2. Благодаря помощи друга я справился с заданием.

- Определите, какой частью речи является слово «благодаря», назовите морфологические признаки, обоснуйте свой ответ.

Можем ли мы, не зная точно, определить часть речи у слова «БЛАГОДАРЯ»? Почему? (Еще не изучали)

– Значит, нам надо найти ответ на этот вопрос. Как будем это делать? (Из учебника, из Интернета, из словарей)

Если бы была у нас опорная таблица или схема, нам легче бы было понять новый материал?

Чтобы выполнить задания, чтобы правильно употреблять в речи предлоги предлагаю вам составить сегодня универсальную схему для пользования по теме. Согласны?)

Начнем чертить наш кластер- схему. Что мы уже знаем о предлогах?















  1. Построение проекта - выхода из затруднения

  1. Работа в парах:

Чтение информации о предлоге в учебнике (с.135).Закончить составление кластера.

Заслушивание результатов работы в парах.

- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного.

  1. Интересные сведения о предлогах..

  • Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

Интересно, что в некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся: БУДАПЕШТБЕН – «в Будапеште» (бен – предлог «в»)

Какие служебные части речи имеются в английском языке?

ФИЗПАУЗА

- Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»:

 Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши!

И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже!

Кто уже устал немного? Топайте ногами!

И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!

Кто всё знает о предлогах?  Быстро приседайте!!

Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!

Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!

И кому не хочется, к нам присоединитесь!

  1. Работа в парах

Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? Из какого произведения отрывок?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

В тексте ___ предлогов. Наиболее употребительные: ________.

Проверка

В тексте 11 предлогов. Наиболее употребительные: в, на.

Сколько раз встречаются в тексте предлоги в, с, на? (в – 4, на – 3, с – 2, к – 1, около - 1)

Наиболее употребительные предлоги на - 3 раза, в – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.

А. П. Чехов «Хамелеон» (отрывок)

  1. Первичное закрепление

  1. Угадайте слово.

-Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)

-Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за)

А из двух? (К-от)

-Из каких четырех предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на- с- о- с)

  1. Лови ошибку!”

Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения: “+” – правда, “–” - ложь

Предлог – это служебная часть речи. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

Слова перед, за, в, до, на являются предлогами (+)

Предлог имеет лексическое значение (–)

Предлоги со словами пишутся слитно. (-)

Ключ: + – + + – –

Взаимопроверка

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Закрепление изученного материала.

1.Задание: замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным. Обозначьте главное и зависимое слово.

Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

2.«Немой диктант».

Учитель выполняет действия, не произнося слова, учащимся необходимо записать словосочетания, указать главное и зависимое слова, обозначить предлоги (над предлогом написать букву п).

Входит в кабинет, подходит к столу, отодвигает стул от стола, садится на стул, подходит к доске, вытирает с доски, выходит из кабинета.

  1. Оценка результативности урока.

  1. Прием «Синквейн».

Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка – одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово - ассоциация, резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. 

Ученики зачитывают синквейны:

1.Предлоги

Простые, составные

Служат, пишутся, употребляются

Наиболее частотны в, на.

Слова.

2. Предлоги

Производные, непроизводные

Не изменяются, образуют, употребляются

Пишутся со словами раздельно

Часть речи.

  1. Дополнительное задание. Распределительный диктант

Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика.

с предлогами без предлогов

по дороге подальше

по рассеянности понесся

на расстоянии навеяло

подо мной подбросив

над нами надписать

при приближении присоединяя

за зайцами запоминаешь

-Как отличить предлог от приставки? (У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)

  1. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Интересным показалось …

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Что мне надо сделать, чтобы улучшить результат?

  1. Домашнее задание.

§52, 53, выполнить упр.326, уровень В – составить с тремя словосочетаниями предложения.

  1. Оценивание

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

-Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, товарищу?



Предлог как часть речи



Кроссворд





























































Работа в парах

Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? Из какого произведения отрывок?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

В тексте ___ предлогов. Наиболее употребительные: ________.





Задание: замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным. Обозначьте главное и зависимое слово.

х х

Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

Синквейн

Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка – одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово - ассоциация, резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. 



Рефлексия деятельности

Интересным показалось …

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Что мне надо сделать, чтобы улучшить результат?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!