Русский язык (8 класс)
Тема: Вводные конструкции, их роль в языке. Синонимия вводных слов
Цели: работать над понятием функционального использования вводных конструкций в языке; вырабатывать умения учащихся находить вводные конструкции в предложении, тексте; составлять предложения с вводными конструкциями; научить отличать вводные конструкции по признакам вводности от омонимичных слов; работать над синонимичным богатством вводных конструкций; вырабатывать навык анализа собственных действий, применения теории на практике; воспитывать культуру речи учащихся, культуру их общения, научить правильно использовать вводные конструкции в их языковой и речевой практике; продолжить обучать учащихся работать со справочной литературой; повторить в связи с темой правописание наречий, существительных с предлогом, глаголов, выступающих в роли вводных слов.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- Харьков: «Основа», 2008.; опорный конспект «Обращение. Вводные слова и вводные предложения» (по методике Ю.С.Меженко); таблицы В.М. Шевелева, Л.А. Шевелевой «Русское правописание в таблицах» - Х.: Мир детства, 1997; справочник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учебных заведений» - М.: Просвещение, 1993.; сборник Ф.Д. Кривина «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» - Ужгород: Карпаты, 1981. (сказка «Вводные слова»), карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают в предложениях вводные конструкции, осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них; отличают вводные конструкции по признакам вводности от омонимичных слов; умеют работать с синонимичным богатством вводных конструкций.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка упражнений 298, 302.
II. Словарная работа / словарный диктант/.
На счастье, на радость; к сожалению, к огорчению; несомненно, естественно; как говорится, что называется; по-моему, по-твоему; извините, простите.
Слова каких частей речи записали? Какие правила применили, чтобы написать их без ошибок?
С точки зрения лексического состава языка как можно назвать группы записанных слов? /Синонимы/
Вспомним, что такое синонимы.
Для чего используются записанные слова и словосочетания в нашей речи?
/Выразить отношение к сообщению, чувства, источник мысли/
III. Актуализация опорных знаний.
Как называются записанные слова словарного диктанта с точки зрения синтаксиса? К каким синтаксическим единицам их можно отнести?
Расскажите о вводных конструкциях, используя ОК «Обращение. Вводные слова и вводные предложения» (блок «Вводные слова и вводные предложения»).
/Ответ учащихся у доски/
/Ответ учащихся у доски/
IV. Тема, цели урока.
Сегодня на уроке мы больше уделим внимания роли вводных конструкций в языке, употреблению их в нашей речи, активности использования в одних и тех же речевых ситуациях.
/Запись темы урока в тетради/
V. Роль вводных конструкций в языке. Синонимия вводных слов.
1. Работа с учебником – выполнение упр. 296 /списывание, расстановка знаков препинания, нахождение и указание вводных конструкций/.
//● Индивидуальная работа по карточкам (вставить пропущенные буквы и знаки препинания).
Карточка № 1, 2
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания |
1. Я хотел сказать вам приятное а вы кажет(?)ся обиделись.2. Безусловно мне хоч..т(?)ся прочесть эту книгу. 3. Пожар в л..су по словам очевидцев страшное зрелище. 4. Вешние воды к сож..лению сошли быстро. 5. К несчаст..ю прол..вные дожди продолжали затапливать поля. 6. Нам действительно понадобят(?)ся эти книги. 7. Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах. |
2. Работа с таблицами «Русское правописание в таблицах» (стр.39, таблица 43 «Вводные слова и члены предложения»).
● Чтение правила, анализ примеров.
● Повторение понятий «омонимы», «синонимы» (по ходу анализа примеров).
● Запись примеров с вводными словами-синонимами (2 – 3 примера).
3. Работа с грамматической сказкой Ф. Кривина «Вводные слова» с использованием элементов аудирования.
/Чтение текста учителем/
Вводные слова
- К счастью, мы пришли…
Не подумайте, что мы пришли к счастью.
Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением:
- К счастью, мы пришли…
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было сказать…
Может, не то. А может, и то. МОЖЕТ уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить…
ГЛАВНОЕ тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, СОВЕСТЬ здесь - опять же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись. Без СОВЕСТИ можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.
- К несчастью, нам пора…
Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно.
Тестовые вопросы:
1. Что сделала запятая с выражением «к счастью»:
а) превратила его в малозначащее вводное слово;
б) превратила его в многозначащее вводное слово;
в) ничего.
2. Что означает слово «может» в предложении «Может, не то. А может, и то»:
а) действие;
б) определённую вероятность;
в) определенную невероятность.
3. Как в предложении можно поступить с вводным словом:
а) можно вывести без особого ущерба для смысла;
б) вывести нельзя – это важная смысловая часть предложения;
в) иногда можно вывести, иногда – ни за что.
4. Если выведешь вводное слово, что сэкономишь:
а) ничего не сэкономишь;
б) две запятые сэкономишь;
в) не знаю.
5. Продолжите предложение: «Что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно, с этими вводными словами…»:
а) всегда знаешь;
б) никогда не предполагаешь;
в) никогда не знаешь.
6. В предложении «К счастью, мы пришли» какая часть является вводной:
а) к счастью;
б) мы пришли;
в) в этом предложении нет вводных конструкций.
/Ответы: 1а; 2в; 3а; 4б; 5в; 6а./
Обобщение.
/Устные ответы учащихся/
/Работу выполняют ученики-консультанты/
4. Составление предложений с вводными словами и омонимичными членами предложения – работа с учебником (упражнение 297 выполняется по вариантам). Чтение составленных предложений.
// ● Индивидуальная работа по карточкам (нахождение вводных слов и омонимичных членов предложения).
Карточка № 3
Списать, расставить недостающие знаки препинания, указать вводные слова и сочетания слов |
1. К сожалению приехать не могу. 2. К сожалению примешалась ещё и досада. 3. Он может быть скоро вернется. 4. Он может быть при желании весьма исполнительным. 5. Книжный магазин находится напротив почты. 6. Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми. 7. В конце концов все обошлось благополучно. 8. Он в конце концов прав. 9. Тема не новая однако интересная. 10. Сосед однако заблуждается. 11. Что значит твоё молчание? 12. Значит ты приедешь вечером? 13. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину. 14. Поезд мчит меня к счастью. |
Карточка № 4
Выписать предложения с вводными словами и словосочетаниями, расставить недостающие знаки препинания |
1. К сожалению приехать не могу. 2. К сожалению примешалась ещё и досада. 3. Он может быть скоро вернется. 4. Он может быть при желании весьма исполнительным. 5. Книжный магазин находится напротив почты. 6. Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми. 7. В конце концов все обошлось благополучно. 8. Он в конце концов прав. 9. Тема не новая однако интересная. 10. Сосед однако заблуждается. 11. Что значит твоё молчание? 12. Значит ты приедешь вечером? 13. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину. 14. Поезд мчит меня к счастью. |
5. Употребление вводных конструкций для связи предложений в тексте.
● Стилистические возможности, семантика вводных конструкций.
Работа с учебником – выполнение упр. 304, 305 (устно, по вариантам).
● Работа с деформированным текстом.
Чтение текста учащимися (контрольное оценивание). // Устный пересказ (1 уч-ся – контрольное оценивание).
Задание: ввести в текст вводные слова, сопоставить два варианта текста, охарактеризовать произошедшие изменения. Новый вариант текста записать.
Манеры
Красивая походка, осанка, изящные жесты ... украшают как мужчину, так и женщину.
... стоит обратить внимание на умение держать руки на месте. Воспитанный человек... никогда не позволит себе держать руки в карманах, тем более кусать ногти.
... сидя, не кладут ногу на ногу и не трясут ею. ... никогда не следует сидеть развалясь в кресле, раскачиваясь на стуле.
Дверь за собой ... всегда закрывают мягко. Хлопанье дверью – недостойный агрессивный выпад.
Дурные привычки ... лишают окружающих удовольствия общения с вами.
1 вариант: по-моему, говорят, помнится, вообще-то, с точки зрения окружающих, как говорится, с моей точки зрения;
2 вариант: может быть, очевидно, кажется, наверное, пожалуй, скорее всего, к сожалению;
3 вариант: бесспорно, прежде всего, во-первых, во-вторых, между прочим, надо полагать, безусловно.
Чтение учащимися изменённых текстов (3 варианта) – контрольное чтение. // Устный пересказ изменённого текста (1 уч-ся - контрольное оценивание).
Охарактеризовать изменения пунктуации записанных текстов /проверить расстановку знаков препинания/.
Определить синонимию вводных конструкций, использованных в тексте (каждый вариант).
// ● Индивидуальная работа по карточкам (подбор синонимов к вводным словам и выражениям).
Карточка № 5
Подобрать синонимы к вводным словам и выражениям (2 – 3 синонима). Один из вариантов вставить в предложение. |
Конечно - … Героиней этого романа ________ была Маша. Следовательно - … Он __________ бережёт себя. К сожалению - … ___________ никто меня не заметил. Без всякого сомнения - … Щенок _________ из породистых. |
Карточка № 6
Подобрать синонимы к вводным словам и выражениям (2 – 3 синонима). Один из вариантов вставить в предложение. |
К сожалению - … __________ приехать не смогу. Возможно - … Приеду я _________ не скоро. Как на беду - … Но _______ в это время подвернулся губернатор. В конце концов - … Он _______ прав. |
// ● Индивидуальная работа – составление диалога по речевой ситуации упр. 306. /Дать задание во время обсуждения текста/
6. Работа со справочной литературой – справочник В. В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык: Теория» (§199. стр. 203 - 204) – с элементами чтения молча.
● Чтение учащимися теории, изложенной в справочнике, сопоставление с материалами учебника.
VI. Развитие связной речи.
1. Разыгрывание диалогов по речевой ситуации упр. 306 (1 – 2 пары).
Задание классу: проанализировать речевые ситуации, представленные в диалогах.
// ● Индивидуальная работа – устное сочинение по учебным рисункам с контрольным оцениванием.
VII. Обобщение изученного.
Что на уроке показалось самым значимым для вас в накоплении ваших знаний и умений?
Для чего мы используем в нашей речи вводные слова, словосочетания и предложения?
В каких учебных речевых ситуациях вы использовали вводные конструкции?
В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?
VIII. Рефлексия.
Мою умственную активность стимулируют:
возможность узнать что-то интересное;
новая форма получения знаний;
возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками;
боязнь оказаться глупее одноклассников…
IХ. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию.
Домашнее задание: §20 – повторить. Упр. 309 (устно), 313 (письменно).