Подготовила и провела: учитель математики и информатики Безносенко Наталья Николаевна.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока:
«Все действия с обыкновенными дробями»
Урок на интерактивной доске
SMART Board,
в программе smart notebook
2017 г.
План-конспект урока
Учитель: Безносенко Н.Н.
Предмет: математика
Класс: 5
УМК :
1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н.Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2013,
2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К. Потапов, А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2013.
3. Задачи на смекалку 5 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2011
4. Математика 5 класс Дополнительные главы Е.В. Смыкалова, СПб: СМИО Пресс, 2001
5. Математика 5 класс Контрольно-измерительные материалы / Сост. Л.П. Попова, М.:ВАКО, 2014/
6. Сборник практических задач по математике Л.П. Попова, М.: ВАКО, 2012
7. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков -М.: Просвещение, 1997
Тема урока: Все действия с обыкновенными дробями .
Цели и задачи :
Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»; закрепить навыки действий с обыкновенными дробями.
Развивающие: развитие умственных способностей, логического мышления, интереса к предмету.
Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие, честность.
Планируемые результаты:
Личностные: ответственное отношение к учению, умение ясно и точно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; умение контролировать процесс и результат математической деятельности; формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные: умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; осознанно выбирать способ решения поставленной задачи; развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, взаимодействовать; понимание сущности правил (алгоритмических предписаний) и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби; умение выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Средства обучения: интерактивная доска, ноутбук, магнитная доска, флипчарты, интерактивный диск «Дроби» - издательство «Экзамен-Медиа», 2011.
Ход урока:
Эпиграф урока: “Да, путь познания не гладок!
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет”.
- На доске задания, выполнив которые вы сможете назвать тему сегодняшнего урока.
| - Назовите пожалуйста тему урока. ( Учащиеся называют: «Все действия с обыкновенными дробями» ) Запишите тему урока в тетрадь. (Учитель пишет на доске.) - Цели и задачи нашего урока: повторить и обобщить ваши знания по теме «Обыкновенные дроби»; закрепить навыки действий с обыкновенными дробями, развивать ваши умственные способности, логическое мышление, интерес к предмету, воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие, честность. Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. Учащиеся решают задания и выходят к доске, выбирают вопрос, и устно формулируют соответствующее правило. Переходя к следующему заданию учащиеся пользуются ключом – подсказкой и угадывают соответствующее слово из тематического определения Переходя по «волшебной карте», стр. 1 управление уроком переходит на стр. «Книга», где необходимо сократить дробь и сразу проверить ответ устный счет, с организованной роверкой Учащиеся выполняют действия с дробями в тетрадях по строкам с соответствующими надписями. Один ученик работает с подробным решением на интерактивной доске (заготовлен флипчарт), остальные – в своих тетрадях. Учащиеся решают примеры, затем сами проверяют результаты после открытия шторки и выставляют себе оценку по количеству верно решенных примеров. Учащиеся работают в тетрадях,затем меняются в парах тетрадями и проверяют по флипчарту на доске, выставляют друг другу: оценку – 5- верно 10-12 ответов. оценку – 4- верно 7-9 ответов оценку – 3- верно 5-7 ответов Интерактивное задание «Вихрь» Учащиеся устанавливают соответствие, оперируя определением сравнения обыкновенных дробей Зарядка для глаз под музыку и на движение «Хомячок» под стих с движениями детей: Хомка, Хомка – хомячок, полосатенький бочок, Хомка раненько встает, шейку моет, щечки трет, подметает Хомка хатку и выходит на зарядку – раз, два, три, черыре, пять, хочет Хомка сильным стать. Интерактивное задание, выполняется на индоске задание необходимо распределить правильные, неправильные дроби и смешанные числа по каиегориям – контейнерам на доске, а в тетрадях по строкам с надписями – правильные дроби, неправильные дроби - Выполняем действия с обыкновенными дробями и определяем, кто сегодня молодец. Распределим уровень овладения знаниями по данной теме, используя «Лестницу успеха!» - У каждого на парте лежит «Оценочный лист». Вы по итогам работы на уроке выставляете в него свои оценки. Эти листы и тетради сдаете учителю в конце урока. Фамилия- | Класс- | Название задания | Оценка | Сравнение дробей | | Сложение дробей | | Вычитание дробей | | Умножение дробей | | Деление дробей | | |
- Игра «Ромашка» (в процессе урока перед каждым новым видом задания): ученик отрывает по-порядку номеров лепесток ромашки и отвечает на вопрос, записанный на обороте лепестка.
( На цветных бумажных лепестках записаны вопросы:
1) Что такое дробь? Пример.
2) Сформулируйте основное свойство дроби. Пример.
3) Какая дробь называется несократимой (сократимой)? Пример.
4) Какая дробь называется правильной, а какая – неправильной? Пример.
5) Как сравнить две дроби с общим знаменателем? Пример.
6) Как сравнить две дроби с разными знаменателями? Пример.
7) Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями? Пример.
8) Сформулируйте правило сложения дробей. Пример.
9) Сформулируйте правило вычитания дробей. Пример.
10) Сформулируйте правило умножения дробей. Пример.
11) Как найти дробь от числа ? Пример.
12) Сформулируйте правило деления дробей. Пример.
13) Как найти число по значению его дроби? Пример.)
- Задание «Сундучки» ( лепестки 1-4 «Ромашки»): необходимо распределить правильные и неправильные дроби по сундучкам – контейнерам на доске, а в тетрадях по строкам с надписями – правильные дроби, неправильные дроби.
| Учащиеся распределяют дроби по сундучкам – контейнерам, а в тетрадях по строкам с соответствующими надписями. |
( Работа с интерактивным диском «Дроби» по несколько примеров на разные действия с обыкновенными дробями ( при отсутствии такого диска можно приготовить свои флипчарты).
| | Учащиеся выходят к доске и записывают свой ответ. Если ответ правильный, то на доске появляется надпись «Молодец» с приятным звуковым сопровождением, если неверно, то неприятный звук и возможность перерешать пример. |
- Задание на сравнение обыкновенных дробей по флипчарту (лепесток 5-7 «Ромашки»). Работа в тетрадях.(Выполняют задания.)
- Поменялись в парах тетрадями, проверяете по доске, выставляете оценку своему соседу за эту работу – 2 правильных результата – это 1 балл.
| | Учащиеся работают в тетрадях,затем меняются в парах тетрадями и проверяют по флипчарту на доске, выставляют друг другу оценку – 2 правильных задания – это 1 балл. |
- Поднимите пожалуйста руки те, кто получил оценку «5», «4». Молодцы!
- Физпауза.
| | Зарядка для глаз под музыку и на движение «Хомячок» под стих с движениями детей: Хомка, Хомка – хомячок, полосатенький бочок, Хомка раненько встает, шейку моет, щечки трет, подметает Хомка хатку и выходит на зарядку – раз, два, три, черыре, пять, хочет Хомка сильным стать. |
- Следующее задание: сложить дроби (лепесток 8 «Ромашки»). Работа в тетрадях. (Флипчарт со шторкой для самопроверки.)
| | Учащиеся решают примеры, затем сами проверяют результаты после открытия шторки и выставляют себе оценку по количеству верно решенных примеров. |
-Проверьте свои результаты и поставьте себе оценку по количеству правильно решенных примеров.
- Поднимите руки, кто справился с заданием на «5», на «4». Молодцы!
- Ребята, вас ждет задание на вычитание дробей (лепесток 9 «Ромашки»).
( Флипчарт со шторкой для самопроверки.)
| | Учащиеся решают примеры, затем сами проверяют результаты после открытия шторки и выставляют себе оценку по количеству верно решенных примеров. |
-Проверьте свои результаты и поставьте себе оценку по количеству правильно решенных примеров.
- Поднимите руки, кто справился с заданием на «5», на «4». Молодцы!
- Следующее задание – выполнить умножение дробей (лепесток 10-11 «Ромашки»). Один ученик работает с подробным решением на интерактивной доске (заготовлен флипчарт), остальные – в своих тетрадях.
| | Запись учеником на доске, затем проверка. |
- Проверьте пожалуйста свое решение и ответы. Поставьте себе оценку по количеству правильно решенных примеров. Поднимите руки кто молодец?
- Задание на развитие логического мышления. Необходимо посмотрев на первый домик и числа на нем, определить какое число должно быть записано на трубе второго домика. (Задание на обычной доске цветными мелками.)
| Ученик называет ответ и объясняет как его получил. (Ответ: 2) |
- Следующее задание – выполните деление обыкновенных дробей и соедините пример с правильным ответом на доске (лепесток 12,13 «Ромашки»).
| | Кто первым выполнил очередной пример, поднимает руку и выходит проводит линию между примером и ответом, остальные у себя проверяют. Так работают со всеми примерами. |
-Поставьте себе оценку за выполненные задания. Кто молодец?
- Подведем итог урока. (Рефлексия)
-Какова была цель нашего урока?
-Поднимите руку, кто считает, что :
- добился этой цели?
- кому нужно еще повторить этот материал?
-Запишите домашнее задание к следующему уроку. (Запись на доске.)
-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на нашем уроке и прикрепите его на доску.
- Урок окончен, оценочные листы и тетради сдайте на проверку.