Разумовская Светлана Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Сакская средняя школа №3»
города Саки Республики Крым
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Дата проведения: 20.01.17
Тема:
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. Серова « Мика Морозов»
Цель:
развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД:
п.- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к.- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р.- составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование:
портрет В. А. Серова, репродукция картины « Мика Морозов», дидактические карточки с заданиями для групп, памятка «Правила работы в группе», диск с записями пьес П.И .Чайковского «Мама», «Игра в лошадки» из сборника «Детский альбом», опорные схемы, памятки №1 и №2.
Современные образовательные технологии:
личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (в группе, в парах).
Литература: учебник по русскому языку для 4 класса (УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого), поурочные разработки Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, интернет.
Презентация к уроку сделана самостоятельно.
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы побываем в картинной галерее нашего учебника. Вспомните, какую картину мы учились описывать на прошлом уроке развития речи. Какие картины ещё вам запомнились? Кто их автор? Что вам наиболее запомнилось?
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать картину В. А. Серова « Мика Морозов». Откройте учебник стр. 112.
Сформулируйте тему нашего урока.
Да, мы будем экспертами по исследованию картины.
Каковы задачи нашего урока?
Внимательно рассматривать картину, анализировать картину, описывать картину в соответствии с алгоритмом, выделять главное.
СЛАЙД 2.
Рассказ учителя о В. А. Серове.
В. А. Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся критиком, мать, пережившая сына, - пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались петербургские знаменитости.
Заметив страсть сына к рисованию, мать поехала в Париж к знакомому художнику И. Е. Репину, и Валентин стал брать у него уроки.
В 1880 г. Серов поступил в Императорскую Академию художеств.
Созданный в 1901г. детский портрет «Мика Морозов» принадлежит к числу шедевров в творчестве В. А. Серова. Хранится картина в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Работа по теме урока.
А знаете ли вы, как называется описание человека в живописи и в литературе?
Описание человека в живописи и в литературе называется портретное описание.
Давайте познакомимся со словарной статьёй в словаре Ожегова.
СЛАЙД 3.
Зачитывает ученик:
Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом.
Можно ли за внешним сходством в портрете увидеть что-то большее?
Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделённой индивидуальными качествами.
СЛАЙД 4.
Работа по картине.
Учитель. Как вы думаете, что это за имя – «Мика»?
Ученики. Уменьшительно-ласкательное имя от Михаила.
Учитель. Существовал ли этот человек в реальности или это вымышленный персонаж?
«Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета».
Учитель. Подходит ли имя мальчику? Сколько ему лет? (5-6).
Что помогло определить возраст? (Обрати внимание на кресло).
Ученики. Мальчик маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветными мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее, у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность.
Учитель. Прежде чем приступить к работе экспертных групп, вспомним этапы работы по картине. С чего начнем?
Ученики. 1. Рассматривание картины.
Учитель. Что следует далее?
Ученики. 2.Беседа по содержанию.
Учитель. Что на этом этапе необходимо сделать?
Ученики. Описать внешний вид, характер, мысли героя.
Учитель. Что будем делать дальше?
Ученики. 3. Детальное рассмотрение картины.
Учитель. Чем завершим работу?
Ученики. 4. Подведением итогов. Сформулируем своё отношение к картине.
Учитель. Более точно понять и почувствовать, что хотел передать художник на этой картине нам поможет работа в экспертных группах.
Одни будут описывать внешний вид, другие характер, третьи мысли героя, четвертые его лицо.
Карточки с заданиями лежат у вас на партах. Так же у вас на партах лежат памятки №2, которые помогут вам при описании картины. Общаясь друг с другом, помните о нормах речевого этикета, кто забыл, посмотрите памятку №1. На выполнение этого задания вам дается 5 минут. Кому нужна помощь, поднимите руку. Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению.
Работа в группах.
1 группа.
Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? (Обрати внимание на румянец)
Что он делает?
Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу? (Обрати внимание на позу и внешность).
Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу.
Ученики. Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром и перед сном. Мальчик сидит на кресле на краешке, положив руки на подлокотники, создается впечатление, что он хочет убежать. Мика внимательно слушает кого-то, это подтверждает его взгляд и приоткрытый рот. Он босиком потому, что он мальчик подвижный и любознательный.
2 группа.
Какой у него характер? (Воспользуйтесь памяткой №2)
Что вы о нем можете сказать, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный?
Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу.
Ученики. Мика любознательный мальчик. В самой позе есть живость. Его растрепанные волосы подтверждают его непоседливость.
3 группа.
О чем он думает?
Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте,? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать? ( Обрати внимание на позу, как он сидит.)
Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу.
Ученики.Мне кажется, что Мика думает о тех важных делах, которые ему предстоит сделать. Или о той сказке или рассказе, который ему читают.Мальчик сидит в кресле на краешке и таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и убежать.
4 группа.
Рассмотрите внимательно лицо мальчика. (Обрати внимание на глаза, рот, щеки).
Что можно сказать о характере по выражению его лица? Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный или он ничем не может себя занять?
Взгляд у Мики внимательный и серьезный или бессмысленный и грустный?
Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу.
Ученики. Судя по выражению его лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать.
Учитель. Эксперты доложите о своей работе.
Ученики. Рассказывают свои рассказы.
Учитель. Теперь вы знаете характер Мики, что вы можете сказать о нем, если ему будут читать сказку, внимательно ли он будет ее слушать?
Какая музыка будет соответствовать его характеру?
Физкультминутка.
Мягкий знак. Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседания, для разделения согласного и гласного - рывки руками: внимательный,, мальчик, резвость, волчьи, варенье, радость, слушать, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.
- Кто догадался из какой пословицы три последних слова?
Слушание пьес П. И. Чайковского из «Детского альбома» «Мама», «Игра в лошадки».
Предлагаю послушать две пьесы Петра Ильича Чайковского из «Детского Альбома» «Мама», «Игра в лошадки».
СЛАЙД 5.
Слушаем пьесы.
Учитель. Почему именно эти пьесы взяты для прослушивания?
Какая музыка будет соответствовать его характеру?
Похожи ли эти пьесы между собой?
Ученики. Мика маленький очень подвижный, а мама его очень любит.
Эти пьесы показывают их взаимоотношения: добрые, заботливые, нежные.
Учитель. Мы подошли к этапу подведения итогов.
Итог нашей работы - составление целостного рассказа по картине.
Работая в группах, распределите пункты плана между собой и ваша задача по цепочке составить устное описание картины Валентина Серова.
План вам предложен на доске.
1.Кто изображён на картине Валентина Серова?
2.Описание внешнего вида, взгляда, характера, мыслей героя.
3.Моё отношение.
Начать свой рассказ можно словами: «На картине Валентина Серова изображен маленький мальчик….».
Закончить свой рассказ «Мое отношение к картине».
Дети рассказывают свои рассказы. (1-2 группы) Чем мне запомнилась картина В. Серова « Мика Морозов»
Мика Морозов
Составление коллективного рассказа.
На картине Валентина Серова изображен маленький мальчик. Зовут его Мика, это имя ему очень подходит. Ведь ему всего 5-6лет. А Мика уменьшенное имя от Михаила, домашнее имя.
Валентин Серов писал портрет Мики утром. Потому что он в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден. Это подтверждает его поза, взгляд, полуоткрытый рот выдает его детскую непосредственность.
В его позе есть живость. Он резвый мальчик, так как сидит на краешке кресла и, кажется, будто он в любой момент может спрыгнуть и убежать.
Выражение его лица говорит о том, что мальчик бойкий и смышленый. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, это свидетельствует об уме и любознательности Мики.
Мика любит слушать. Его поза, взгляд подтверждают, что он на этой картине внимательно слушает кого-то.
Учитель. Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.
Что хотел рассказать нам Серов этим портретом?
Ученики. Художник хотел показать нам кусочек беззаботного детства.
Учитель. Помните ли вы себя в возрасте Мики? Этот мальчик похож на вас в раннем детстве или нет?
Ученики высказываются.
Запишите текст сочинения на черновике.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего?
Подведение итогов.
С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?
Что вы узнали о нём?
Захотелось ли вам больше узнать о творчестве В. А. Серова?
Желаю вам обязательно с родителями побывать в Третьяковской галерее, увидеть эту картину и обязательно, как хороший экскурсавод дать чёткое описание этой картине.
СЛАЙДЫ 6, 7, 8.
Домашнее задание.
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В.А. Серова.
Упр.21 стр.13 – выполнить грамматические разборы.
Приложение
Памятка №1
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
Обсудить полученное задание, определить цель работы.
Распределить задание между членами группы.
Самостоятельно выполнить свое задание.
Обсудить полученные результаты.
Отчитайтесь о выполненном задании.
Памятка №2
Возраст младенец | дитя | малютка | малыш | мальчик | ребенок | малец | крошка |
|
Характер любознательный | скверный | умный | сообразительный | отважный | смышленый | геройский | сердитый | бойкий | бессердечный | добродушный | дружелюбный | доброжелательный | непоседливый | спокойный | возбужденный | злой | резвый | недовольный | игривый | веселый | добрый | счастливый | серьезный | | внимательный |
Настроение состояние готовности к подвигу | возбужденное | нетерпеливое | тихое | робкое | сердитое | тревожное | тоскливое | сосредоточенное | грустное | шаловливое | серьезное | мечтательное | возбужденное |
Отношение к картине Мне понравилось | Мне запомнилось | Меня восхищает | Меня удивило | Я считаю, что | Меня поразило | Мне не понравилось | Здесь не хватает | Меня отталкивает | Лучше было бы | На меня произвело впечатление | |
КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ 1 группа Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? (Обрати внимание на румянец) Что он делает? Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу? (Обрати внимание на позу и внешность). Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу. КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ 2 группа. Какой у него характер? (Воспользуйтесь памяткой №2) Что вы о нем можете сказать, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный? Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу. КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ 3 группа. О чем он думает? Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать? ( Обрати внимание на позу, как он сидит.) Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу. КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ 4 группа. Рассмотрите внимательно лицо мальчика. (Обрати внимание на глаза, рот, щеки). Что можно сказать о характере по выражению его лица? Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный или он ничем не может себя занять? Взгляд у Мики внимательный и серьезный или бессмысленный и грустный? Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связаны между собой по смыслу.
КАРТОЧКА ДЛЯ СЛАБЫХ УЧАЩИХСЯ
Кто изображён на картине Валентина Серова? | Маленький мальчик | Как его зовут? Ему подходит это имя? Почему? | Мика Ведь ему всего5-6 лет. | Что это за имя Мика? | Уменьшённое имя от Михаила, домашнее имя | Валентин Серов , когда писал портрет? | Утром или вечером | Почему? | Одет в ночной рубашке, волосы растрёпаны, возбуждён | Почему возбуждён? | Подтверждает поза, взгляд, полуоткрытый рот выдаёт его детскую непосредственность | Что есть в его позе? | Живость или спокойствие? | Докажи, почему он резвый мальчик? | Так как сидит на краешке кресла кажется в любой момент может спрыгнуть и убежать | О чём говорит выражение его лица? | Мальчик бойкий и смышлённый или медлительный и спокойный | Какой взгляд у мальчика? | Внимательный и серьёзный или рассеянный и невнимательный | О чём это свидетельствует? | Об уме и любознательности Мики | Мика любит слушать? | | Как подтверждают это его поза, взгляд? | Внимательно слушает кого-то | Моё отношение | Выбери слова, которые тебе нравятся и вырази своё отношение: Мне понравилось…………… Мне запомнилось ……………. Я считаю, что ……….. Здесь не хватает ……. Меня удивило …….. |
Это интересно знать! Мика Морозов - сын промышленника и мецената М. А. Морозова. Михаил Морозов – известный русский литературовед, театральный критик, переводчик. Увлекался историей и искусством. Составлял учебники, хрестоматии и пособия для изучающих английский язык.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9