Предметно развивающая среда ДОУ, модуль "музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающая среда ДОУ, модуль "музыка"»

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Музыкальный руководитель МБДОУ №23 «Гномик», г. Южно-Сахалинск


Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

Созданная среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей.

При создании музыкальных модулей в ДОУ учитывалось:

  1. Целесообразность размещения модуля, доступность оборудования для детей, хранение.

  2. Разнообразие оборудования.

  3. Возрастные особенности детей.

  4. Эстетическое оформление музыкального модуля и пособий, находящихся там.

  5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных модулей:

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

  2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

          • С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, флейта, и др.)

          • С фиксированной мелодией (шарманки, органчики).

          • С одним фиксированным звуком (дудки).

          • Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.).

  1. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н.А.Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

  2. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видеодиски).


Примерное наполнение музыкальных модулей по возрастным группам.

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы)


      • Куклы-неваляшки;

      • Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

      • Музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю» и др.;

      • Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.п.)

      • Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.;

      • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

      • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.




Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада)


К музыкальному модулю для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно к этому:

      • Металлофон;

      • Шумовые инструменты для детского оркестра;

      • Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», и др.;

      • Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», и др.;

      • Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону);

      • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.



Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада)


        • Погремушки, бубны, барабаны. Треугольники и др.;

        • Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

        • Иллюстрации по теме «Времена года»;

        • Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр);

        • Портреты композиторов;

        • Ширма: настольная и ширма по росту детей;

        • Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.





Перечень материалов для детей 6-7 лет (подготовительной группы детского сада)


Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

        • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.;

        • Портреты композиторов;

        • Иллюстрации по теме «Времена года»;

        • Альбомы «Мы рисуем песенку» с рисунками детей;

        • Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

        • Альбомы для рассматривания: «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.п.;

        • Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

        • Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора музыки»;

        • Атрибуты к подвижным играм;

        • Разноцветные перчатки, султанчики, разноцветные ленточки;

        • Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей