22.09.2017
Учитель начальных классов
Давыдова Н.П.
У р о к 12. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ
Цели: развивать умение учащихся представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
2 2 2 2 2 2
20 20 20
– Что хотите сказать?
– Какова роль цифры 2 в числе 2? В числе 20?
III. Устный счет.
1. И г р а «Составь поезд».

(Все вагончики дети должны расположить по порядку возрастания значений от 1 до 12:
10 – 9=1, 11 – 9=2, 9 – 6=3, 11 – 7=4, 12 – 7=5, 14 – 8=6, 13 – 6=7, 16 – 8=8, 12 – 3=9, 15 – 5=10, 3 + 8=11, 12 – 0=12.)
IV. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
1. Запишите числа, в которых:
1 десяток и 7 единиц;
7 десятков и 2 единицы;
3 десятка и 8 единиц.
– На каком месте справа стоят единицы?
(На первом месте справа расположен разряд единиц.)
– На каком месте справа стоят десятки?
(На втором месте справа расположен разряд десятков.)
– Запишите числа: 82, 19, 53, 61.
– Подчеркните разряд единиц одной чертой, а разряд десятков – двумя чертами.
2. Работа по учебнику (с. 15 учебника, часть 1, «Н»).
– Рассмотрите равенства, данные в первом столбике.
– Что заметили?
(Учителю следует обратить внимание детей на то, что данные числа представлены не просто в виде суммы чисел, а в виде суммы разрядных слагаемых.)
Далее дети по образцу представляют данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
(37 = 30 + 7 56 + 50 + 6
84 = 80 + 4 65 + 60 + 5.)
После этой работы учащиеся с комментированием выполняют задание 1 (с. 15 учебника, часть 1) , в котором вставляют в «окошечко» пропущенное число, аргументируя своё мнение.
Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два...
(Встать из-за парт.)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(Шаги назад.)
А потом поплыл вперед.
Раз, два. (Шаги вперед.)
• •' И поплыл, поплыл по речке, -Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)
V. Развитие навыков счёта.
Учащиеся устно, с объяснением выполняют задание 5 (с. 15 учебника, часть 1).
Особое внимание детей следует обратить на второй столбик примеров, в котором прослеживается закономерность.
– Что заметили? (Первое слагаемое в каждой следующей сумме увеличивается на 10, соответственно значение каждой последующей суммы увеличивается на 10.)
Продолжите данный столбик, соблюдая подмеченную вами закономерность.
38 + 1 – 9 = 39 -9 = 30
(48 + 1 – 9 =49-9=40
58 + 1 – 9 =59-9=50
68 + 1 – 9 =69-9=60
78 + 1 – 9 =79-9=70
88 + 1 – 9 =89-9=80
98 + 1 – 9.) =99-9=90
VI. Решение задач. Решают задачи № 3и 4
4 (с. 15 учебника, часть 1), Работу над задачами можно начать с задания 4.
Ученики читают текст задачи, выделяют в нём условие, вопрос, данные и искомые числа, а затем выбирают то решение, которое соответствует тексту задачи.
(Верным будет решение 2: первым действием следует выполнять вычитание, так как во втором букете гвоздик было на 2 меньше.) Затем учащиеся составляют задачу, соответствующую решению 1.
(В одном букете 5 гвоздик, а в другом – на 2 гвоздики больше. Сколько гвоздик в этих букетах?)
Далее дети самостоятельно выполняют задание № 3.
На данном этапе урока работа ведётся по заданиям 3,
было 5 м
1 стороны 3 м
2 стороны 2 м
Длина ?
5+3+2= 10 м.
Шланг стал длинной 10 метров
Вместо краткой записи ученики могут выполнить чертёж, а затем записать решение. ____3 м____ _____5 м________ _______2 м______
Решение может быть проверено фронтально или в парах.
5+3+2=10 м
VII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Что особенно запомнилось?
– Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?
Домашнее задание
Задание № 5 на странице 15 выполнить второй и третий столбик