Представление педагогического опыта
ЭФУ – это особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой, обогащенная мультимедийными и интерактивными ресурсами, рассчитанными на школьников с разным уровнем подготовки. Жизнь сегодняшних школьников отмечена большой разницей, которая образовалась между их активностью за порогом школы (где они – современные и технически грамотные люди, свободно владеющие разными способами электронной связи) и их пребыванием в школе. И мы согласны с тем, что переход к использованию ЭФУ в нашем лицее позволит ученикам на современном уровне достигать запланированные результаты. Работая по УМК «Перспективная начальная школа» мы, педагоги, видим предоставленные возможности ЭФУ для
формирования метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности.
Педагогическая проблема, над которой ведется работа –«Формирование универсальных учебных действий младших школьников с использованием интерактивных пособий системы «Перспективная начальная школа»».
Ведущая педагогическая цель опыта - внедрение в образовательный процесс новых современных технологий.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
Согласно Статье 18 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам. Издательство «Академкнига/Учебник» в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 года №1643 о необходимости обеспечения образовательных организаций учебниками в электронной форме и письмом Минобрнауки РФ от 02.02.2015 года №НТ – 136/08 «О федеральном перечне учебников», показывающим важность использования учебников не только в печатной, но и в электронной форме подготовило электронные формы учебников (ЭФУ), разработанные в полном соответствии с федеральными требованиями и имеющие положительные заключения по результатам педагогической и общественной экспертизы 2015 года.
С 1 сентября 2016 года все образовательные организации страны должны начать использование в своей деятельности электронных форм учебников. Педагоги нашего лицея начали эту работу уже в 2014 учебном году. Что сегодня интересно современному ученику? Как сократить разрыв между стремительной жизнью ребенка за порогом школы, которую дети не представляют себе без устройств персонального доступа и электронных форм общения и жизнью внутри учебного заведения? Каким действиям должен быть научен ученик, чтобы «вписаться» в современную мобильную жизнь? На эти и другие вопросы мы находим ответы уже сейчас, начав использование Электронных Форм Учебников с учетом потребностей и способностей своих учеников.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Использование ЭФУ значительно способствует повышению мотивации изучения предметов, так как за счёт усиления наглядности создаются условия для более глубокого и прочного осознания изучаемого материала. С помощью ЭФУ школьникам даётся возможность неоднократно выполнять интерактивные задания в индивидуальном темпе. Кроме того, у учащихся формируется самостоятельность и ИКТ-компетенции. Использование электронных форм учебников существенно интенсифицирует образовательную деятельность: на необходимую и неизбежную учебную рутину (на проверку текущих заданий и итоговых контрольных работ) и высвобождается время на организацию обсуждений и дискуссий; у школьников появляется возможность систематически работать с разными источниками информации, включая мультимедийные и интерактивные; выполнять больше заданий в качестве тренировки; принимать участие в современных формах учебной деятельности (таких, как веб-конкурсы и проекты). ЭФУ можно использовать в школе на уроке любого типа и на любом его этапе, во внеурочной деятельности, при выполнении самостоятельной работы. Подходы к использованию ЭФУ могут быть также весьма различны. Например, для организации фронтальной работы с учащимися достаточно иметь интерактивную доску или простой светоотражающий экран и мультимедийный проектор. Для организации индивидуальной работы необходимо наличие мобильных или стационарных компьютеров каждым учащимся. Для групповой (парной) достаточно использование одного компьютера.
Наличие теоретической базы опыта
Учебный материал электронного учебника строится как совокупность учебных ситуаций, в каждой из которых чётко определены предмет, средства и условия учебного действия. Распределение учебного материала, опре- деление типов и содержания информационных объектов учитывает особенности изучаемой дисциплины, возраст учащихся, классические принципы дидактики. Очевидно, что при работе с ЭФУ следует придержи- ваться общих методических принципов работы с полиграфическими учебниками в сочетании с цифровой дидактикой. Учебная деятельность с ЭФУ строится на основе системно-деятельностного подхода и должна способствовать формированию универсальных учебных действий, при этом виды деятельности должны соответствовать ступени образования. Так, основными видами деятельности для учащихся начальной школы являются: репродуктивные действия (выполнение задания по аналогии, по образцу), мыслительные действия (установление причинно-следственных связей, сравнение, формулировка выводов и др.), контролирующие действия (том числе взаимо- и самопроверка и оценка деятельности), продуктивные действия.
Оптимальность и эффективность средств.
Что дает использование ЭФУ?
Для учителя:
1. Интенсификация образовательного процесса: сокращается время на подготовку к урокам, на необходимую и неизбежную проверку текущих заданий и итоговых контрольных тестов, и высвобождается время на организацию обсуждений и дискуссий.
2.Реализация личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.
Для обучающихся:
1. Повышается мотивация познавательной деятельности и личностного роста при изучении предмета.
2. Появляется возможность - систематически работать с разными источниками информации, - выполнять больше заданий в качестве тренировки;- принимать участие в современных формах учебной деятельности (таких, как веб-конкурсы и проекты).
3. Использование наглядности создает условия для более глубокого осознания изучаемого предмета и более прочного запоминания.
4. Может быть организован индивидуальный темп обучения.
5. Формирование самостоятельности и развитие ИКТ-компетенций.
Когда, где и как используем ЭФУ?
В лицее на уроках всех типов, во внеурочной деятельности при соблюдении требований СанПиНа и дома.
На любом этапе урока:
На этапе целеполагания
На этапе формирования новых знаний
На этапе подведения итогов
На этапе рефлексии и др.
При выполнении самостоятельной работы
Как используем ЭФУ?
Для организации фронтальной работы с учащимися при использовании интерактивной доски, индивидуальной работы с использованием ИТ-средств (ноутбуков учащихся), работы в группе (с использованием одного ноутбука на группу учащихся. Кроме ЭФУ в УМК «Перспективная начальная школа» представлены интерактивные тетради для самостоятельной работы и тренажеры.
В последнее время большим помощником нам является Интернет-журнал «Место для шага вперед», в котором представлены методические рекомендации для учителя при работе по 2 направлениям - «Музей в твоем классе» и «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях».
1 направление – «Музей в твоем классе». Это интерактивное пособие –своеобразная обучающая игра, которая учит ребенка всматриваться в образы картин. Рассматривание картины проводится с помощью специальных блоков вопросов, развивающих опыт наблюдения младших школьников. Используется система разнообразных по форме рамок, которые позволяют фокусировать взгляд на определенных деталях картины.
С помощью электронной лупы можно увеличить фрагменты картины для детального рассмотрения. В этом году мы частично используем это электронное пособие на уроках развития речи, классных часах, а в следующем учебном году планируем включить его изучение во внеурочную деятельность.
2 направление – «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях». Это пособие расширяет пространство и учебника в печатной форме, и учебника в ЭФ, и тех пособий, которые уже вышли. У учителя есть возможность не тратить время на поиски в Интернете, а использовать уже готовые иллюстрации. 25 видео, музыкальное сопровождение, позволяющие расширить образовательное пространство ребенка по знакомству с животными и средой их обитания. Система иллюстраций составлена таким образом, что есть возможность посмотреть в объеме 3D и под микроскопом тех или иных животных с разных ракурсов, чтобы у ребенка возник визуальный образ. Данное электронное пособие включает также интерактивные лабораторные опыты, которые предполагается провести на уроках. Интерактивные виртуальные лабораторные опыты могут компенсировать возможные трудности их реального проведения в классе. В процессе выполнения работы происходит формирование познавательных УУД – умения анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.
Электронные учебники и интерактивные пособия можно найти на сайтах shop.akbooks.ru, pnh.eokom.ru
Автоматическая проверка выполнения заданий в электронной форме учебников издательства «Академкнига/Учебник» выполняется разными способами:
опосредованная проверка без явного предъявления оценки (возможность перетягивания объекта только в конкретно заданную область экрана); немедленная пошаговая проверка: немедленное цветовое маркирование полупрозрачными фонами – зелёным и красным; по ходу выполнения упражнения можно менять своё решение – «переигрывать» результат;
результат оформляется цветной обводкой слов и картинок – зелёного и красного цвета.
Педагогические условия формирования ведущей идеи опыта.
Для характеристики остановлюсь на возможностях использования ЭФУ на некоторых уроках.
На уроках обучения грамоте для изучения каждой буквы разработана система заданий, позволяющая рассмотреть из каких элементов состоит та или иная буква, попробовать сконструировать эту букву, посмотреть видео ролик, который покажет как правильно писать букву. Что это дает ребенку? Быстрое запоминание зрительных элементов, возможность самостоятельно посмотреть как записываются буквы и ориентируясь на этот образец, в своей прописи записать эту букву.
На уроках русского языка у обучающихся есть возможность выполнять интерактивно упражнения, которые даны в печатной форме учебника. Ученик сначала выполняет задание, а потом может увидеть правильно ли он его сделал, т.к. в содержании электронного учебника заложена возможность автоматической проверки. Включение интерактивных упражнений формирует такие регулятивные УУД, как самоконтроль и самокоррекция. В содержание каждого учебника по русскому языку встроены словари. Система обращения к интерактивным словарям является механизмом формирования филологической культуры младшего школьника. Материал орфоэпического словаря озвучен, таким образом ребенок сразу получает образец правильной речи.
На уроках литературного чтения педагоги используют мультимедийные задания: аудио фрагменты, видеоролики, которые позволяют расширить пространство печатного текста. Мы с учениками можем не только увидеть литературных героев на иллюстрациях, но и услышать их предполагаемые голоса! Использование электронной лупы для просмотра репродукций картин на уроках литературного чтения дает возможность увеличивать фрагменты картины для более детального рассмотрения и способствует формированию познавательных УУД – умение выявлять, видеть особенности разных объектов в процессе их рассматривания.
На уроках математики в ходе работы с ЭФУ сегодня нами отрабатывается тренировка вычислительных навыков с автоматической проверкой и тестированием. Интерактивные задания способствуют формированию таких регулятивных УУД, как планирование и прогнозирование. И таких познавательных УУД как материализация действия и алгоритмизация выполнения заданий в интерактивной форме.
Говоря об уроках окружающего мира, надо отметить, что ребенку интересно смотреть и наблюдать. К сожалению, при отсутствии у нас возможности часто выходить на экскурсии, вживую рассмотреть какие-то объекты, увидеть, что с ними происходит в реальном мире, мы может это восполнить с использованием ЭФУ. После каждой темы включены видеоролики, позволяющие увидеть весь мир в действии.
В ЭФУ музыки на каждой странице есть и музыкальное произведение, которое вначале профессионально исполняет артист, и дана инструментальная фонограмма, с помощью которой ребенок может самостоятельно, ориентируясь на образец исполнить произведение.
Нам удобно работать с ЭФУ, потому что все интерактивные и мультимедийные элементы входят в сам корпус учебника и работают без подключения к сети Интернет.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.
Электронная форма учебника – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Мультимедийные элементы используются для расширения эмоционального воздействия, на этапе систематизации и обобщения материала: карты, схемы, таблицы, видеоролики, галереи статических изображений, анимационные ролики, озвучивание литературного, словарного и учебного материалов, ленты времени. К интерактивным ссылкам относятся интерактивное меню, система закладок, гиперссылки в тексте, запуск и остановка мультимедиа- ресурсов, увеличение изображения, создание заметок на страницах ЭФУ, включение заданий в текстовой форме с возможностью автоматической проверки.
Представление о возможностях использования ЭФУ в учебном процессе даёт следующая таблица. Традиционно дидактический цикл строится из последовательности действий: мотивация, восприятие, закрепление, контроль. Рассмотрим, как можно использовать основное и дополнительное содержание ЭФУ на каждом этапе дидактического цикла.
Этап урока | Примеры использования содержания ЭФУ |
Мотивация. Формулировка общей дидактической цели для создания положительной мотивации к учению. Можно использовать теорию постановки ключевых вопросов • | Входной контроль знаний с использованием контрольно-измерительных материалов; • демонстрация анимационного или видеофрагмента и постанов- ка ключевого вопроса, выдвижение гипотезы и т. д.; • работа с иллюстративным материалом раздела, формулирование ключевого вопроса |
Восприятие. Изучение нового и создание условий для осознанного восприятия | Работа по материалам основного содержания (инвариантная часть); • работа с материалами допол- нительного содержания, мульти- медийными объектами (вариативная часть); • формы работы: фронтальная, групповая |
Закрепление. Оценка и самооценка учащимися уровня усвоения, корректировка индивидуальных образо-вательных маршрутов | Использование вариативной части для углубления или корректировки знаний вариативной части; • использование проектных заданий, аппарата проверки знаний и дополнительной информации инвариантной части; • формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая с элементами самостоятельной деятельности. |
Контроль. Рефлексия. Самоконтроль. Организация обратной связи | Использование аппарата контроля вариативной и инвариантной части, тестовых заданий, интерактивных модулей, заданий с открытым ответом. |
Насыщенность ЭФУ интерактивными объектами позволяет организовать индивидуальное обучение, создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу. В ЭФУ балльное оценивание, как правило, не производится, пользователю лишь выдаётся сообщение о результатах выполнения интерактивного задания. При работе в классе оценивание может проводить учитель, тогда тренировочные задания играют роль контрольных. При самостоятельной работе учащийся имеет возможность корректировать качество освоения нового материала, добиваясь верного решения учебных задач. Интерактивные объекты, предназначенные для отработки знаний, направлены на формирование умения классифицировать, систематизировать, анализировать материал, строить логические ряды, выделять главную и второстепенную информацию. Контрольно-измерительные объекты представлены заданиями в тестовой форме. Такие модули содержат блок тестовых заданий, количество которых известно уже в начале работы над ними. После их выполнения номера тестов окрашиваются в красный или зелёный цвет в зависимости от правильности ответа, который учитель может прокомментировать и оценить. Если работа носит тренировочный характер, учащийся может просмотреть правильные варианты ответов, обратиться к теоретическому материалу учебника, выполнить задание ещё раз. Всё это даёт возможность воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели и отслеживают собственные успехи на пути их достижения.
Результативность опыта.
Электронные учебники и пособия:
• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
Нами был проведен опрос учащихся, участвующих в апробации и их родителей по вопросу внедрения ЭФУ в образовательный процесс. По результатам опроса 93% учащихся имеют постоянный доступ к хотя бы одному устройству (компьютер, ноутбук, нетбук, планшет, ридер), 80% имеют постоянный доступ к Интернет, большинство хотят использовать ЭФУ в учебном процессе, но только 40% считают, что учиться станет интересней. Родители более настороженно относятся к ЭФУ. По их мнению, только 20% положительно относятся к использованию ЭФУ в образовательном процессе, 40% - отрицательно и 40% не определились ещё. 20% родителей готовы приобрести дополнительное оборудование, которое могут дети брать с собой на уроки, у 33% детей оно уже есть.
Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы – кружки, секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе
Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.
Учащимися моего класса проводятся исследования в таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и др., что, безусловно, способствует развитию и творческих способностей детей.
Можно отметить, что в целом и учащиеся, и родители, и педагоги положительно относятся к внедрению в образовательный процесс электронных форм учебников.
Трудности проблемы при использовании данного опыта.
Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя. Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки и т.д.
Электронные учебники - это пока еще неизведанный повсеместно инструмент в работе учителя. Много споров: за и против! Но одно можно сказать точно - введение ЭФУ сейчас требование времени. Неоспоримо, что учащиеся воспринимают такую форму учебника с энтузиазмом, повышается учебная мотивация.
На мой взгляд, внедрение ЭФУ это актуальный на данный момент вопрос для современного образования. Вопрос "неизведанности" это всего лишь на просто вопрос времени и технического оснащения для некоторых отдаленных школ. Педагоги должны идти в ногу со временем и техническим прогрессом. Кроме всего прочего этот вид учебника универсален и удобен в использовании и во многом превосходит бумажный вариант.
Опыт работы по данной теме представлен:
участием в работе Информационно- консультативного центра по реализации образовательных проектов ООО» Издательства « Академкнига»»( « Перспективная начальная школа», « Предшкола нового поколения» для обеспечения информационно- методической помощи педагогическим и управленческим кадрам системы образования на базе МОУ «Лицей № 31 » (2014 – 2017 гг.) ;
участием в работе республиканских научно-практических семинарах;
выступлениями на методических объединениях кафедры учителей начальных классов и педсоветах.
проведением открытых уроков в рамках опытно- экспериментальной работы в школе
проведением городского семинара учителей начальных классов, декады открытых уроков начальных классов.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
2. Письмо Минобрнауки РФ от 02.02.2015 года №НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
3. http://www.akademkniga.ru.