СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы "Деятельностный подход на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены современные технологии,обеспечивающие деятельностный подход на уроках в начальной школе. Сопровождается работа презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход на уроках в начальной школе»





































Районный конкурс «Учитель года»



Я хочу вам представить свой опыт работы на тему «Деятельностный подход к обучению в начальной школе»

Почему я занялась этой проблемой?

Во - первых, это, конечно - же, из-за изменения стратегической цели современного образования. Если раньше образование стояло на «знаниевой» позиции, то теперь его главной задачей является развитие личности учащегося, на основе освоения способов деятельности. Если раньше результатом обучения являлось наличие предметных знаний и умений, то сейчас на 1 место выступают универсальные (метапредметные) знания и умения, составляющие основу умения учиться.

Во- вторых, ещё задолго до принятия стандартов, я понимала, нужно что- то менять в уроке, в форме подачи материала. Чтобы это понять, достаточно было проанализировать типичные ошибки школьников:

-неумение выполнять логические действия такие, как анализ, сравнение, обобщение;

-неумение работать с источником информации, выражать свою точку зрения и оценку событий;

-планировать и организовывать свою деятельность. Так передо мной встала проблема перехода от знаниевого подхода обучения к деятельностному, проблема не только чему учить, но и как. Было это 6 лет назад, когда я оказалась участницей общешкольного семинара директоров. Именно тогда я чётко усвоила, моя задача - научить детей учиться, а именно научить способам деятельности через решение учебных задач.

Попав в новые условия, я сама оказалась в роли ученика. Передо мной встал новый вопрос: С чего начать? Как научить первоклассника всем этим способам деятельности, Ведь у этих малышей за плечами совсем небольшой багаж знаний! Я поняла, начинать нужно с самого простого:

-Ребята, что изображено на картинках? Что общего? Чем они отличаются? Постепенно эти два вопроса заменяю одним: Сравните предметы. Ребята уясняют способ деятельности: чтобы сравнить предметы, нужно сначала узнать, что у них общее, и чем они отличаются. Таким же образом действуем и с другими логическими операциями.

А на уроке письма ребята сравнивают элементы букв, выполняют такие задания, как:

-добавь или убери элементы, получи новую букву;

-придумайте с соседом по парте начертание новой буквы и дайте ей название.

При такой работе учащиеся чувствуют себя как- бы авторами, создателями алфавита. А пытаясь придумать имя для «новой» буквы невольно приходят к выводу о совершенстве существующего алфавита, в котором нет места для «новенькой».

Вот так мои первоклассники постепенно учатся способам действия при решении учебных задач. И самое главное, научившись сравнивать и обобщать на уроке математики, ребёнок сможет сравнивать и обобщать на любом другом учебном предмете, при изучении любой темы.

Конечно, не всё получалось сразу. Так непросто было распрощаться с настолько привычными приёмами, методами и формами работы. Так резали слух новые выражения: такие, как слова- названия, слова- указатели, решение задач на уроках русского языка. Так хотелось их заменить на привычные мне ещё со школы понятия и только после внимательного изучения методических рекомендаций к новым УМК, я поняла менять нужно формы, методы и технологии обучения.

Одной из технологий, используемых мною в педагогической деятельности стала технология развития критического мышления, разработанная учёными и преподавателями университета США Дженни Стилл и другими. В России она появилась в 1997 году.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни.

Каким же образом я внедряла эту систему?

Во-первых, я изменила структуру урока. Я стала строить урок так, чтобы ребёнок мог размышлять над прочитанным, задавать вопросы, находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска.

На первом этапе урока осуществляю вызов уже имеющихся у детей знаний. Этому способствуют такие приёмы, как «Верные- неверные утверждения»- когда я предлагаю учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать соответствующие, по их мнению, действительности, и обосновать своё мнение.

Приём «Верите ли вы?» и приём прогнозирование - тоже часто использую в начале урока. Желание учеников убедиться в своей правоте заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к уроку. Очень часто на стадии вызова использую приём «Корзина идей и понятий» или таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Первый столбик таблицы «Знаю» заполняется сразу после объявления темы. Ведь по многим темам у детей уже есть какой- то запас знаний. Этому способствует и построение программного материала в УМК «Гармония», в котором в последующих классах темы повторяются, только изучаются более углубленно.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать, анализировать информацию, находить главное мне помогают сравнительные таблицы. Особенно эффективно, на мой взгляд, применение таблиц на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Например, применение концептуальной таблицы на уроке чтения при изучении литературного произведения заставляет ребят выполнить ряд действий: задуматься над прочитанным, понять и проанализировать информацию, найти и выделить главное. А ведь умение читать и перерабатывать информацию сейчас одно из самых актуальных в мире. Кроме того, такая таблица помогает систематизировать информацию, включает в себя краткое содержание всего произведения и его план.

Ещё одна технология, которую я использую в своей деятельности- это технология проектирования. Я считаю важным и необходимым использование проектной деятельности так, как она помогает мне сблизить детей, стимулирует интерес к определённым проблемам, даёт возможность детям проявить индивидуальность, воплотить свои творческие замыслы. Конечно, возраст учеников начальной школы накладывает свои ограничения на организацию проектной деятельности. В первую очередь это связано с тем, что работа над проектной и исследовательской деятельностью предусматривает самостоятельно организованную деятельность учеников. Но, на самостоятельность первоклассника приходится рассчитывать далеко не всегда. Дети , хоть и являются исследователями от природы, но учебное исследование отличается от спонтанно- поисковой деятельности ребёнка. Однако, я твёрдо убеждена, что вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются ценностные жизненные установки, личностные качества, отношения. Поэтому, на первых порах я ребят учу всему:

-как наблюдать;

-как выявлять проблему;

-как разрабатывать гипотезы;

- как вести эксперимент.



В начале обучения проектной деятельности, тему проекта, как правило, предлагаю я сама. Я стараюсь заинтересовать детей какой-либо проблемой, показать ребятам, что они способны сами её решить, получив дополнительную информацию из различных источников.

Со своими новыми учениками работу над проектами начала ещё в 1 классе. Я предложила ребятам тему «Природа родного края». Совместно с учениками поставили задачу: «Что можно сделать, чтобы сохранить природу». Сделать это проблему личностно- значимой для малышей мне помогли мои помощники, бывшие ученики. Организовали совместное интегрированное занятие по литературному чтению и окружающему миру, которое помогло нам погрузить первоклашек в суть проблемы. Для реализации проектной деятельности учащихся я использую урочную и внеурочную формы работы: уроки по окружающему миру, доноведению, классные часы, экскурсии, осуществляю её в рамках предметов начальной школы. И самое главное- создание проектов даёт моим ребятам опыт и знания в организации любого дела.

Я хочу вам представить работу, которая помогла мне показать ученикам взаимосвязь и важность всех изучаемых тем русского языка, а также сблизить детей, показать важность полученных результатов каждым ребёнком и всем коллективом. В ней я использую сочетание технологии развития критического мышления и технологии проектирования. Результатом этой работы является кластер, который мы с учащимися составляем, дополняем и используем на уроках русского языка при изучении орфографии на протяжении 4 лет. Я считаю его очень эффективным во- первых потому, что он работает на главную цель русского языка- научиться грамотно писать; во-вторых, благодаря этому приёму наглядно видно, как связаны между собой изучаемые темы русского языка. Ведь для учителей не секрет, что раньше после изучения тем по прошествии времени ученики забывали цель её изучения. Например, после каникул дети вспомнили , что такое склонение, некоторые ученики смогли определить его в словах, но зачем его изучали- многие забыли.

Теперь я действую по-другому. Изучение данной темы я начинаю не с введения понятия «Склонение имён существительных», а с проблемной ситуации. Я предлагаю детям определить безударный гласный в окончании имени существительного уже известным им способом( тем, которым они пользовались, когда безударный встречался в корне).Дети убеждаются, действуя этим способом, они не могут решить орфографическую задачу. Потом проводят работу со словами, классифицируют их, находят общие признаки и убеждаются в необходимости введения новой темы: в данном случае склонение имён существительных, ведь без знания этой темы, они не смогут правильно писать безударные окончания имён существительных.

Это я привела, как пример. А начинаем мы работу с орфограмм в корне.

Сначала делаем записи на ватмане коллективно, каждый раз внося дополнения. После, по окончанию изучения раздела, все данные вносим в основную презентацию. И на конец третьей четверти 4 класса он выглядит так.

Считаю очень важным то, что дети сами делают выводы, сами заполняют пустые ячейки и в итоге такой кластер служит готовой памяткой, сделанной самими детьми. Эти приёмы позволяют увидеть учащимся не только отличительные признаки орфограмм, но и быстрее и точнее их запомнить. Кроме того «плюс» такого кластера в том, что каждый ребёнок участвует в его создании, а детям гораздо интереснее опираться на то, что они создали сами. Так, при изучении темы «Правописание безударных окончаний имён существительных» (опять приведу пример о склонении), дети сначала выбрали разные слова с ударными окончаниями в качестве проверочных. Но после, пришли к выводу, что легче использовать всем одинаковые слова, которые были предложены в учебнике. К тому же их легче запомнить, они всегда при них:

1скл.- рука

2скл.- плечо

3скл.- грудь.

Эти слова они и внесли в качестве проверочных в кластер. Т.О.поддерживается признание права ученика на собственное мнение, дети учатся самостоятельному осмыслению информации, развивают индивидуальность мышления.

Спустя время, у меня возник новый вопрос: Где же отражать успехи, , развитие индивидуальных и творческих способностей ребёнка, и как проследить его индивидуальный рост так, чтобы это было видно и родителям, и учителям, и самому ученику? Собрав МО начальных классов, мы пришли к решению о необходимости создания портфолио ученика начальной школы. Конечно, пока нет жёстких требований к его структуре и ведению, вводится оно в некоторых школах в рамках эксперимента и его применение и использование очень туманно. Но всё идёт к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

Для себя я поставила следующие цели его создания:

-своевременно отмечать успехи каждого учащегося;

-проследить индивидуальный рост успешности учащегося;

-формировать самооценку учащегося;



В рамках МО начальных классов мы разработали свои требования к структуре портфолио ученика начальных классов.

1. На каждого ученика заводится папка с файлами. Количество файлов 40 штук.

2. В портфолио будут специальные закладки- разделители для структурирования по разделам.

3. В начальной школе портфолио будет не официальным, а ярким и красочным.

1страница –это титульный лист . На нём указываются ФИО ребёнка, год рождения, место учёбы, класс, школа, год создания портфолио.

2 страница- содержание- список разделов, входящих в папку.

1 раздел «Мой портрет».

Здесь помещается информация о владельце портфолио, помогающая ребёнку проанализировать свой характер, способности, результаты психологических диагностик. Ученик ежегодно производит самоанализ своих планов, ставит цели, анализирует достижения.

2 раздел «Лист индивидуальных достижений»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретным школьным предметам. Этот раздел наполняется:

  • Удачно написанными контрольными работами (сканирование) ;

  • Интересными проектами (если продукт проекта громоздкий- фотографирую и вкладываю фотографию);

  • Творческими работами и др. наиболее удачными работами.



В подразделе «Мои достижения» помещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма.

3 раздел «Лист уровня знаний, умений и навыков».

Я решила включить этот раздел в портфолио, чтобы наглядно проследить рост каждого ученика и учителю, и родителям, и самим ребёнком. Для отслеживания результатов, начиная даже с таких тем, как «Ударение», «Слог», «Звуки и буквы» я использую диагностические таблицу. После того, как ученик понял тему «-» заменяется «+». Ученики очень радуются таким успехам. Важно то, что ребёнок сам понимает о необходимости дополнительных заданий, касающихся непонятой темы, и стремится получить «+».

4раздел Копилка.

В этом разделе содержатся полезные советы, а так же лист отзывов и пожеланий, в котором учителя могут высказать свои рекомендации в конце четверти, года или отметить удачную работу ученика.

Т.о. можно сделать следующие выводы. Используя деятельностный подход в обучении младших школьников я смогла добиться следующих результатов:

1) Повысился уровень и качество знаний учащихся;

  1. Изменилось отношение детей к урокам

  2. У учащихся изменилось отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы;

  3. У ребят появилась мотивации к дальнейшей деятельности.

  4. Была создана атмосфера доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.

  5. У учеников выработалось осознанное отношения к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.











4


Просмотр содержимого презентации
«Деятельностный подход на уроках в начальной школе»

«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»

«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»

Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом  (тем, к о г о учат), а субъектом  учебной деятельности (тем, к т о учится).

Ребёнок в процессе обучения должен

быть не объектом

(тем, к о г о учат),

а субъектом учебной деятельности

(тем, к т о учится).

Деятельностный подход к обучению предполагает:

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
событие ? происходит Тема части текста . Что ? Где происходит части № В Безнаказанность школе . Дома . 1 часть Миши . Баловство Миши . Безысходность , учителей милиции матери . , подъезде выкручивает Миша . В часть 2 сторожем со Случай пробки о Разговоры . со правах ребёнка сторожем . часть 3 дворе с Во . разгуливает Миша Получил , что хотел Он . палкой полосатой . доволен Разговор Попытки Миши отогнать Во Миши со дворе часть 4 . мысли плохие старушкой . Угрызения совести . Мишка , разговор слышит улицах города 5 часть На что сбила о том , слепого ма - шина насмерть . « Ведь палка его глаза , его - ник её » было не а , провод переживания Ужасные к На Ненависть часть 6 города улицах . палке из за Миши попытки Бесполезные - слепого найти Мишки им . совершённого поступка часть ? 7 ? ?

событие

?

происходит

Тема

части

текста

.

Что

?

Где

происходит

части

В

Безнаказанность

школе

.

Дома

.

1

часть

Миши

.

Баловство

Миши

.

Безысходность

,

учителей

милиции

матери

.

,

подъезде

выкручивает

Миша

.

В

часть

2

сторожем

со

Случай

пробки

о

Разговоры

.

со

правах

ребёнка

сторожем

.

часть

3

дворе

с

Во

.

разгуливает

Миша

Получил

,

что

хотел

Он

.

палкой

полосатой

.

доволен

Разговор

Попытки

Миши

отогнать

Во

Миши

со

дворе

часть

4

.

мысли

плохие

старушкой

.

Угрызения

совести

.

Мишка

,

разговор

слышит

улицах

города

5

часть

На

что

сбила

о

том

,

слепого

ма

-

шина

насмерть

.

«

Ведь

палка

его

глаза

,

его

-

ник

её

»

было

не

а

,

провод

переживания

Ужасные

к

На

Ненависть

часть

6

города

улицах

.

палке

из

за

Миши

попытки

Бесполезные

-

слепого

найти

Мишки

им

.

совершённого

поступка

часть

?

7

?

?

Знать! НЕПРОВЕРЯЕМАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ  ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ  НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ проверочное слово словарь в Р.п. гласный не сохраняется в Р.п. гласный сохраняется ек ик Им.сущ. Глагол (пр.вр.) сохраняется такой же , как в Н.ф.  1-е скл.-рука  2-е скл-плечо  3-е скл-грудь И.п.-род косв.п.-склонение  провер. слова  ИМ.СУЩ. Часть речи ж.р м.р ср.р -ая -ой -ое -яя -ый -ий -ее  ИМ.ПРИЛ. ПО ОКОНЧАНИЮ ВОПРОСА буква в  3л. мн.ч I -ут -ют II -ат-ят   I - Е  II- И РОД 3л. мн.ч I -ут -ют II -ат-ят  ПР.ВР. ГЛАГОЛ  СПРЯЖЕНИЕ НАСТ.ВР . вперёд

Знать!

НЕПРОВЕРЯЕМАЯ

ПРОВЕРЯЕМАЯ

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ

проверочное слово

словарь

в Р.п. гласный не сохраняется

в Р.п. гласный сохраняется

ек

ик

Им.сущ.

Глагол (пр.вр.)

сохраняется такой же , как в Н.ф.

1-е скл.-рука

2-е скл-плечо

3-е скл-грудь

И.п.-род

косв.п.-склонение

провер.

слова

ИМ.СУЩ.

Часть

речи

ж.р м.р ср.р

-ая -ой -ое

-яя -ый -ий -ее

ИМ.ПРИЛ.

ПО ОКОНЧАНИЮ ВОПРОСА

буква в

3л. мн.ч

I -ут -ют

II -ат-ят

I - Е

II- И

РОД

3л. мн.ч

I -ут -ют

II -ат-ят

ПР.ВР.

ГЛАГОЛ

СПРЯЖЕНИЕ

НАСТ.ВР .

вперёд

НЕПРОВЕРЯЕМАЯ   ПРОВЕРЯЕМАЯ   словарь  содержание

НЕПРОВЕРЯЕМАЯ

ПРОВЕРЯЕМАЯ

словарь

содержание

ЗНАТЬ! безударный гласный  парный согласный непроизносимый согласный ПРОВЕРЯЕМЫЙ НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ проверочное слово словарь Им.сущ Глагол пр.вр в Р.п гласный не сохраняется В Р.п гласный сохраняется ек ик Сохраняется такой же , как в Н.ф 1-е скл.-рука 2-е скл-плечо 3-е скл-грудь ИМ.СУЩ. И.п.- род косв.п.- склон. проверочн.  слова  Часть речи ж.р м.р ср.р -ая -ой -ое -яя -ый -ий -ее ПО ОКОНЧАНИЮ ВОПРОСА ИМ.ПРИЛ. пр.вр. РОД буква в   I - Е  II- И 3л. мн.ч I -ут -ют II -ат-ят  ГЛАГОЛ наст.вр. буд.вр. содержание СПРЯЖЕНИЕ

ЗНАТЬ!

безударный гласный

парный согласный

непроизносимый согласный

ПРОВЕРЯЕМЫЙ

НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ

проверочное слово

словарь

Им.сущ

Глагол

пр.вр

в Р.п гласный не сохраняется

В Р.п гласный сохраняется

ек

ик

Сохраняется такой же , как в Н.ф

1-е скл.-рука

2-е скл-плечо

3-е скл-грудь

ИМ.СУЩ.

И.п.- род

косв.п.- склон.

проверочн.

слова

Часть

речи

ж.р м.р ср.р

-ая -ой -ое

-яя -ый -ий -ее

ПО ОКОНЧАНИЮ ВОПРОСА

ИМ.ПРИЛ.

пр.вр.

РОД

буква в

I - Е

II- И

3л. мн.ч

I -ут -ют

II -ат-ят

ГЛАГОЛ

наст.вр.

буд.вр.

содержание

СПРЯЖЕНИЕ

ЗНАТЬ! безударный гласный  парный согласный непроизносимый согласный ПРОВЕРЯЕМЫЙ НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ проверочное слово словарь Им.сущ Глагол пр.вр в Р.п гласный не сохраняется В Р.п гласный сохраняется ек ик Сохраняется такой же , как в Н.ф 1-е скл.-рука 2-е скл-плечо 3-е скл-грудь ИМ.СУЩ. И.п.- род косв.п.- склон. проверочн.  слова  Часть речи ж.р м.р ср.р -ая -ой -ое -яя -ый -ий -ее ИМ.ПРИЛ. ПО ОКОНЧАНИЮ ВОПРОСА пр.вр. РОД буква в   I - Е  II- И 3л. мн.ч I -ут -ют II -ат-ят  ГЛАГОЛ наст.вр. буд.вр. СПРЯЖЕНИЕ

ЗНАТЬ!

безударный гласный

парный согласный

непроизносимый согласный

ПРОВЕРЯЕМЫЙ

НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ

проверочное слово

словарь

Им.сущ

Глагол

пр.вр

в Р.п гласный не сохраняется

В Р.п гласный сохраняется

ек

ик

Сохраняется такой же , как в Н.ф

1-е скл.-рука

2-е скл-плечо

3-е скл-грудь

ИМ.СУЩ.

И.п.- род

косв.п.- склон.

проверочн.

слова

Часть

речи

ж.р м.р ср.р

-ая -ой -ое

-яя -ый -ий -ее

ИМ.ПРИЛ.

ПО ОКОНЧАНИЮ ВОПРОСА

пр.вр.

РОД

буква в

I - Е

II- И

3л. мн.ч

I -ут -ют

II -ат-ят

ГЛАГОЛ

наст.вр.

буд.вр.

СПРЯЖЕНИЕ