СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы по теме "Развитие творческого мышления на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой обобщение опыта работы учителя математики по теме "Развитие творческого мышления на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по теме "Развитие творческого мышления на уроках математики"»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Я часто задаю себе вопрос, что должно быть главным для учителя? И все больше убеждаюсь в том, что главное - это увидеть индивидуальность ученика, сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы. Поэтому перед собой я поставила задачу организовать так учебную деятельность, чтобы каждый ребенок смог проявить свои способности, раскрыть свои таланты.

В рамках требования новых стандартов особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся творческого компонента мышления, ибо современному обществу нужны люди, способные продуцировать оригинальные идеи и претворять их в жизнь, умеющие быстро находить конструктивный выход из сложных и проблемных ситуаций, диктуемых повседневной жизнью, быстро и безошибочно принимать решения.

Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого- это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера. Для ученика необходимо создать на уроке условия максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.

Целью моей педагогической работы является формирование функционально грамотной личности, способной использовать приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения не только математических задач, но и жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, действовать в соответствии с общественными ценностями.

Математика имеет большие возможности в развитии как абстрактного, понятийного так и творческого мышления. Творческая деятельность учащихся в процессе изучения математики заключается, прежде всего, в решении задач. При традиционном обучении математике задачи творческого (дивиргентного) типа встречаются крайне редко, тогда как эффективность развития креативности мышления при использовании таких задач весьма высока, так как многовариантность ответов и решений задач создает оптимально благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка, позволяет ему проявлять беглость, гибкость и оригинальность мышления в процессе работы над задачей.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению .
Своеобразие и новизна заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным.
Я в своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно-ориентированном образовании. Они помогают ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы.

На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы, в частности игры. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Так включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: игра-викторина, игра «Математическое ралли», игра «Считай – догоняй» и многие другие.


Уроки-соревнования

Эти уроки основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе. На уроках математики в 5 и 6 классах проводила «интеллектуальный марафон»


Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика наука для глаз, а не для ушей», использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанных самими учащимися.
Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания открытого типа, такие как закончи предложение, задания закрытого типа, где предлагается, только ответ да \ нет.

Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Данные психологических исследований также подтверждают тот факт, что психическое развитие человека, особенно умственное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, в обстановке потребности в новых знаниях. Результаты исследований показали, что одним из главных условий, обеспечивающих развитие мышления учащихся в процессе обучения, является постановка проблемных заданий, вызывающих проблемные ситуации.

Так как именно проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления всех учащихся.

С методической точки зрения включение проблемных заданий в учебный процесс требует прежде всего принятия учителем определённой позиции в понимании процесса усвоения знаний, которая связана с ответом на вопросы:

как предлагать ученику знания, которые он должен усвоить?

В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить две позиции.

По традиционным методикам знание предлагается ученикам в виде известного учителю образца, который они должны запомнить и воспроизвести. Затем в процессе тренировочных упражнений ученики должны «отработать» соответствующие навыки.

И вторая позиция, которую я использую в своей практике, это когда ученики сначала включаются в деятельность, в процессе которой у них возникают потребности в усвоении новых знаний, и они сами или с моей помощью «добывают» их. Например, ученик успешно справился со сравнением дробей, у которых одинаковые числители или одинаковые знаменатели, то есть выполнение задания «Сравни дроби ... ; ... ; ... » не вызывает у него затруднений, так как он усвоил способ действия.

Но если ему предложить для сравнения дроби с разными знаменателями , то ситуация изменяется и становится проблемной, трудной. Конечно, для разных учеников степень этой трудности будет различной. Это зависит от сформированности мыслительных действий и от тех знаний, которыми он овладел. Некоторые ученики смогут самостоятельно вскрыть суть появившихся изменений и сформулировать стоящую перед ними задачу (Как нужно действовать, чтобы сравнить правильную и неправильную дроби?), другим требуется моя помощь. Но эта помощь заключается не в том, что я даю ученикам информацию, необходимую для выполнения данного задания, например: «Посмотрите внимательно – одна дробь правильная, а другая неправильная» или «Давайте вспомним, какую дробь мы называем правильной, а какую неправильной», а в том, что предлагаю школьникам вспомогательные вопросы, создающие дидактические условия для активизации мышления. Например, записав еще несколько пар дробей, я выясняю: «Чем похожи все пары дробей? Чем отличаются?» Изобразив дроби, данные в каждой паре, на координатном луче, ученики самостоятельно делают вывод: «Любая неправильная дробь всегда больше любой правильной дроби».

После сравнения правильных и неправильных дробей многие учащиеся способны уже сами поставить проблемный вопрос: «А как нужно действовать, чтобы сравнить две правильные дроби с разными числителями и знаменателями?

Постановка такого вопроса создаёт ситуацию, которую можно назвать проблемной, так как она содержит: 1) неизвестное, как новый способ действия; 2) потребность «открыть» это неизвестное; 3) возможность учащихся справиться с этой учебной задачей, используя для этой цели ранее изученные знания (нахождение НОК и основное свойство дроби). Т.о. ученик является не объектом учебного процесса, а его активным участником.

Описанный выше процесс выполнения проблемных заданий можно соотнести с традиционным этапом «объяснение нового материала», но при этом следует отметить существенные отличия этой работы от объяснения, при котором учитель сообщает и разъясняет учащимся готовые знания.

Я редко обращаюсь к объяснительным текстам учебника и пытаюсь сама продумать объяснение нового материала так, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся. А школьники обычно заглядывают в объяснительные тексты учебника только для того, чтобы вспомнить то или иное правило или определение.

Изучение нового материала начинаю не с объяснительного текста, а с задания или заданий, выполнение которых связано с использованием различных приёмов умственной деятельности , готовящих учащихся к восприятию нового понятия, термина, определения и т.д., или с проблемного задания. Я стараюсь создать проблемную ситуацию, которая ставит перед школьниками новую учебную задачу, и ее они решают либо самостоятельно, либо с моей помощью.

Традиционно после знакомства с новым материалом всегда следует этап его закрепления, на котором учащиеся обычно выполняют тренировочные задания.

На этом этапе урока я предлагаю ученикам вариативные задания, в процессе выполнения которых дети устанавливают взаимосвязи между новым и ранее изученным материалом. Процесс обсуждения таких заданий способствует не только пониманию нового материала, но и повторению ранее изученного. Именно поэтому я не выделяю повторение в отдельный этап, а органически включаю в каждый компонент учебной деятельности: постановку учебной задачи, её решение, понимание, усвоение, самоконтроль.

Использование естественно возникающих проблемных ситуаций, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой моих уроков математики, служит мощным инструментом для углубления знаний учащихся. Вместе с тем я понимаю, что искусственное создание проблемы, в случаях, когда для этого нет никаких существенных оснований, может сыграть и отрицательную роль, запутывая мысль детей, уводя их от уже достигнутого ими понимания. В качестве примеров естественно возникающих проблемных ситуаций приведу такие моменты: знакомство с дробными и отрицательными числами.

Вообще я стараюсь, чтобы мои уроки не были похожи хорошо накатанную гладкую дорогу, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.

Свою модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, я стараюсь реализовать в системе учебных заданий:

целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

отдаю приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

активно включаю в познавательную деятельность приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

соблюдаю баланс между интуицией и знанием;

стараюсь разнопланово рассматривать один и тот же объект;

опираюсь на опыт ребенка;

параллельно использую различных модели: предметные, вербальные, графические, схематические и символические — и установление соответствия между ними;

взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

единство интеллектуальных и специальных умений;

создаю каждому ребенку условия максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Мой опыт показывает, что самую обычную задачу можно сделать творческой, если создать в классе атмосферу поиска, размышления, когда ученики начинают искать и находят несколько способов решения одной и той же задачи; подать эту задачу так, чтобы каждый этап ее решения заставлял их обдумывать свои действия.

Если говорить о результатах обучения математике по выбранной методике, то можно сделать вывод, что у моих учеников формируются все ключевые компетенции: организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения, так необходимые для дальнейшего обучения в старших классах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!