Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов Хусаиновой Альфии Фаритовны по теме:
«Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий).
План.
Введение
Актуальность проблемы
Цели использования ИКТ в начальной школе
Определение понятия «информационные коммуникационные технологии»
Презентация как форма ИКТ
Результативность обучения как следствие использования ИКТ
Вывод
Меня зовут Альфия Фаритовна. Я работаю учителем начальных классов в Дюмеевской средней школе. (Слайд 2)
Хочу начать свое выступление с эпиграфа:
«Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь».
Тема моего представления педагогического опыта. (Слайд №3)
Давайте задумаемся, почему сегодня так много говорят об обновлении содержания образования и педагогических технологиях в общеобразовательной школе? Думаю, прежде всего, потому, что таков социальный заказ современного общества. Для меня это социальный заказ моей школы, родителей и детей.
Из опросов, проведенных на родительском собрании, я пришла к выводу, что родители моих учеников ждут, что мы воспитаем выпускников, которые будут владеть не только знаниями, но и будут способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Благодаря такому интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.
Внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно – ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Их применение раскрывает широкие огромные возможности при подготовке и проведении уроков. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ. Школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Главное же то, что применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Актуальность проблемы (Слайд №4)
В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.
Изучение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей: (Слайд №5)
Определение понятия «информационно- коммуникационные технологии»
Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи.
Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». (Слайд №6)
Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению.
(Слайд №7)
Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.
(Слайд №8)
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
(Слайд №9)
Учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:
они повышают информационную насыщенность урока;
подача материала за счёт звука и движения становится наглядной;
его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей;
за счёт размещения различных картинок, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку.
Я убеждена, что на уроках математики игра развивает вычислительные навыки, позволяет организовать работу учащихся как в группах, так и индивидуально. Таблица умножения запоминается детьми без особых трудностей и психологических нагрузок с помощью игры «Башня знаний», а приобрести навыки устного счёта и решения задач дети могут в ходе игры «На планете чисел».
(Слайд №10)
На уроках татарской литературы ИКТ позволяет повысить качество усвоения материала, осуществляет дифференцированный подход к обучению, размещает на слайде большой объём информации, но выводит её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время, наглядно представляет материал.
(Слайд №11)
Уроки окружающего мира считаются самыми интересными и сложными при подготовке к уроку. Этот предмет сложен потому, что охватывает очень большой круг вопросов. А интересен тем, что и учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-либо загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Некоторые демонстрационные материалы сопровождаются дикторским комментарием, отчего сам процесс просмотра становится еще более зрелищным и познавательным. Использование компьютера повышает интерес к предмету, расширяют представление о природе и красоте родного края.
(Слайд №12)
На уроках русского языка ИКТ позволяет повысить грамотность учащихся, развивают орфографическую зоркость. На уроках азбуки пользуюсь презентацией «Азбука забава».
(Слайд №13)
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано.
Потенциал ИКТ используется при проведении различных мероприятий, что позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой.
Я понимаю, что невозможно все уроки и внеклассные мероприятия строить, используя информационные технологии. Но в большинстве случаев компьютерные технологии - мои главные помощники!
(Слайд №14)
В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы: Word используется мною для создания дидактических материалов, работа в Internet Explorer позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений. Но чаще всего в своей работе использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.
Также я пользуюсь Интернет-ресурсами таких сайтов, как: «Педсовет», «Про школу ру», «Методсовет», «Открытый класс», «Началка ком», фестиваль педагогических идей «Открытый класс».
Выводы: Таким образом (Слайд №15)
Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать.
Спасибо за внимание! (Слайд №16)