СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предвозрождение. Русская культура 14 – 16 веков. Урок - заочная экскурсия.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода.

Задачи урока: Остановиться на характеристике новых явлений в строительстве: застройка столицы и укрепление государства требовало интенсификации каменного строительства, а также учета комплексной застройки главный культурно-религиозных центров.

Подчеркнуть, что именно в этот период в архитектуре и живописи появляются национальные черты – т.е. те, которые отличают русские произведения от византийского канона, превалировавшего ранее.

Оборудование урока: карта, презентации учащихся, выставка книг.

Просмотр содержимого документа
«Русская культура 14-16 вв»

Предвозрождение. Русская культура 14 – 16 веков.

Урок - заочная экскурсия.


Цель урока: сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода.


Задачи урока: Остановиться на характеристике новых явлений в строительстве: застройка столицы и укрепление государства требовало интенсификации каменного строительства, а также учета комплексной застройки главный культурно-религиозных центров.

Подчеркнуть, что именно в этот период в архитектуре и живописи появляются национальные черты – т.е. те, которые отличают русские произведения от византийского канона, превалировавшего ранее.


Оборудование урока: карта, презентации учащихся, выставка книг.


Ход урока.

Оргмомент


Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обобщаем большой отрезок времени в истории нашей страны, нашего народа. Подъем культуры на рубеже 14 – 15 веков, совпавший с ростом национального самосознания, настолько впечатляет, что некоторые исследователи говорят о русском Возрождении или отдельных его элементах. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определил этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение в силу разных социальных причин.

Необходимо подчеркнуть тесную связь между факторами, которые принято рассматривать как факторы культуры, и процессами исторического развития русского государства: в данном случае это тенденция к объединению разных земель; активная внутренняя колонизация, важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах; и, наконец, создание сильного централизованного, единолично управляемого государства. Все эти явления порождают необходимость отражения статуса нового единого государства в памятниках культуры, в частности, зодчества. Об этом и пойдет речь на уроке. Мы совершим заочную экскурсию по Москве. Но прежде немного теории.

Культура, как мы помним, - это достижения общества или отдельного человека. Мы уже пользовались этим определением. Теперь запишем еще одно. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Нас в этом определении привлекает слово «ценностей». Подчеркните его. Именно обозначив эти ценности, русские люди и добились высоких свершений, которыми мы гордимся до сих пор. Единый и свободный народ, сильное независимое государство, способное его защитить – вот эти ценности.


Иго Золотой Орды – одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории. Непосредственный эффект монгольского нашествия – разрушение городов и уничтожение населения, разрыв традиционных связей с Византией. Западной Европой, мусульманским Востоком, уничтожение или разорение многих очагов культуры. Все это вело к культурной изоляции Руси. Исследователи древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны. Но, как нестранно, именно установившаяся потом ига золотой Орды подтолкнула Русь к Возрождению.

Во многом духовный подъем народа в 14-15 веках связано с деятельностью православной церкви. Митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воин на защиту родной земли.

В условиях военных тягот и нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы, рядовые монахи, священники помогали людям. Все это способствовало сплочению общества, пробуждению о представителей всех сословий и возрастов чувство общности, ответственности за судьбы родины.

Например, митрополит Алексий встал рядом с князем Дмитрием, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон, и поддержал Дмитрия во всех его патриотических начинаниях. Это был умный, образованный, обладающий твердым характером человек, очень благочестивый и скромный в личной жизни, настоящий духовный пастырь.

Основатель Кирилла-Белозерского монастыря Кирилл вел добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами. Это привлекало к нему людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.

Огромное влияние на всю русскую жизнь оказал Сергий Радонежский. Эго по праву называют собирателем русских душ. Именно он вдохновил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия. Именно он заложил основание будущей Троице-Сергиевой лавры, стал основателем многих других монастырей и храмов. Именно его ученики основали более 150 монастырей. Северная Фиваида, как называют историки монастырскую колонизацию русского Севера, фактически дала этим глухим лесным пространствам импульс хозяйственного, культурного развития.

Здесь сформировалось ядро русского народа, его внутренние, духовные основы. Вспоминается Пушкинское: Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Тем более, что всех объединяло стремление народа обрести свободу, избавиться от ига.Справедливо заметил Л. Гумилев: на борьбу с Мамаем в 1380 году пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские.


Итак, русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Патриотическое чувство сплачивало всех – и князей, и бояр, и дворян, и деятелей Церкви, и ремесленников, и крестьян. Духовной основой Руси стало православие. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства. Центром этого нового государства стала Москва.


«Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» - писал Пушкин. Ему вторил Лермонтов: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!» Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». Писатель-философ Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

В Москве бесчисленное множество достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить. Постараемся увидеть, путешествуя по столице, то, что не только интересно, но и просто необходимо знать.

Москва не сразу строилась… Всплывает в памяти привычное определение: Белокаменная. Оно навсегда пристало к названию города, хотя белые каменные кружева остались во тьме времен и только изредка перед глазами мелькнет былой белопенный узор.


Презентайия «Московский Кремль времен Дмитрия Донского».


Кремль, как он есть (в основных чертах) был воздвигнут в конце 15 – начале 16 века, главным образом, итальянскими мастерами.

Существуют давние споры об итальянских зодчих, работавших в Кремле. Их список открывает Фьорованти. Вслед за ним на берега Москвы-реки приехали Марк Фрязин, Пьетро Антонио Салари, Алевиз Новый и др. Как надо расценивать их приглашение? Не было ли это унижением Москвы? Освобождаясь от ханской власти, Москва хотела выглядеть на европейский лад. А своих каменных дел мастеров было мало. В этих условиях приглашение Иваном III итальянских зодчих – естественный шаг. Парадный зал Московской Руси – это понимали тогда все – должен был иметь европейский облик.


Презентация о трех соборах Московского Кремля: Успенском Благовещенском, Архангельском и колокольне Ивана Великого.


Москва принимала облик величавой столицы, стремящейся соответствовать формуле: «Москва – третий Рим».

Сообщение «Москва – третий Рим».


Слово учителя

Обратите внимание: Москва стремилась стать третьим Римом. Каким? Императорским, имперским и даже замахивалась на вселенскую миссию: быть хранительницей православной веры, как самой праведной, истинной веры.

Заметим, как меняются ценности!

Зодчество конца 15 и начала 16 века как бы венчало усилия Ивана III по созданию могучей и единой Российской державы. Был создан краснокирпичный Московский Кремль, замечательный архитектурный ансамбль, который и в наши дни поражает своей красотой и величавостью. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянские зодчие, а исполнителями – русские мастера каменных дел. Этот сплав европейского и русского искусства и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.


Кремль невозможно представить без Красной площади. Красный свет – благодатная земля, мир - так объясняет словарь. А еще понятие «красный» имело другое значение: прекрасный, красивый, чистый, добрый. Говорили: красная девица, красный угол, красное крыльцо. Естественно, что лучшая и всеми почитаемая в стольном граде площадь, раскинувшаяся возле кремлевских стен, стала называться Красной. Это название площадь приобрела уже во времена Ивана IX и во многом благодаря другому шедевру Москвы – храму Василия Блаженного.

Презентация учащихся

«Храм Василия Блаженного».


Слово учителя. Вывод по уроку


Путешествие по достопримечательностям Москвы закончилось. Посещенные памятники архитектуры, наверное, дают нам подсказку: народ в своем творчестве гордился сильной Русью, осознавал себя причастным к деяниям государства.

Почему же не получилось русского возрождения? Историк Карамзин сказал: «Москва обязана своим величием ханам». Другой историк Трубецкой продолжил эту мысль: «Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Московские цари, далеко не закончив еще «собирание русской земли», стали собирать земли западного Улуса великой монгольской монархии. Русский царь явился наследником монгольского хана. Свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царем… Русская государственность в одном из своих истоков произошла из татарской».

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, она имела абсолютный, деспотический характер.

Принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. В основу регулирования социальной жизни был положен принцип власти. Власть порождает право, находится вне права и над правом. Отсюда – идея самодержавия.

Вспомните время правления Ивана IX, опричнину. Как мы ее охарактеризовали? Как террор, насилие против собственного народа. Зачем он был развязан? Для укрепления личной власти Ивана IX. Один из них – царская корона на собачей голове, другой – черный ворон. Вспомните, как относился Иван Грозный к своим подданным, даже к боярам. Как к холопам! Вот и ответ на вопрос.

Дух народа был сломлен, подавлен. «Народ безмолвствует» - красноречивое замечание делает Пушкин в трагедии «Борис Годунов».

Власть окрепла, оторвалась от народа. Народ перестал ощущать свою необходимость, причастность к великим делам государства. Возрождения не получилось.


Домашнее задание. Подготовиться к интеллектуальной игре «Русь, Россия в 14-16 веках» и проверочному тестированию по этой теме.

Просмотр содержимого презентации
«Предвозрождение.»

Урок-экскурсия.

Урок-экскурсия.

Цель урока:  сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода .

Цель урока: сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода .

Задачи урока: Остановится на характеристике новых явлений в строительстве: застройка столицы и укрепление государства требовало интенсификации каменного строительства, а также учета комплексной застройки главный культурно-религиозных центров. Подчеркнуть, что именно в этот период в архитектуре и живописи появляются национальные черты – т.е. те, которые отличают русские произведения от византийского канона, превалировавшего ранее.

Задачи урока:

Остановится на характеристике новых явлений в строительстве: застройка столицы и укрепление государства требовало интенсификации каменного строительства, а также учета комплексной застройки главный культурно-религиозных центров.

Подчеркнуть, что именно в этот период в архитектуре и живописи появляются национальные черты – т.е. те, которые отличают русские произведения от византийского канона, превалировавшего ранее.

тенденция к объединению разных земель;  активная внутренняя колонизация;  важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах; создание сильного централизованного, единолично управляемого государства.
  • тенденция к объединению разных земель;
  • активная внутренняя колонизация;
  • важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах;
  • создание сильного централизованного, единолично управляемого государства.
Культура – достижения общества или отдельного человека.  Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Культура – достижения общества или отдельного человека.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

«Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского». Леонид Леонов.

«Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

Леонид Леонов.

Выводы:  свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царем.  принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа.

Выводы:

  • свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царем.
  • принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа.

Принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа.

Принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!