Преемственность при переходе из начальной школы в основную в условиях реализации ФГОС.
Переход учащихся из начальной школы в основную - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено,
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения школьнику. Впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. Всему педагогическому коллективу нужно сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера, более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Перед коллективом стоят задачи:
Изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста:
Разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 5-х классах;
Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся:
Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Сложности организационного и учебного характера:
Большое количество учителей вместо одного стиля порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это нелучшим образом скажется на результатах знания, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3.Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город.
5.Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
6.Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ.
Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.
Рекомендации по преемственности при переходе из начальной в среднюю школу.
Учителям-предметникам и классным руководителям:
Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.
Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учеников-выпускников начальной школы совместно с первым учителем. Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста. Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся. Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся. Принимать участие в заседаниях учителей начальных классов с целью анализа содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся.
Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах начальной школы и посещение уроков коллег .
Посещать уроки учителей-предметников учителями начальных классов. Организовывать коррекционные занятия с группами учащихся по снижению фона тревожности, возбудимости, агрессии.
Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей.
Продолжать начатую в начальной школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся, используя активные формы работы с детьми
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца. Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
27.09.2016г. была проведена стартовая метапредметная комплексная контрольная работа.
Цель:
Оценка учебных достижений обучающихся за ступень начального общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта образования и определение готовности к продолжению образования в основной школе.
Время проведения: 90 минут
Форма проведения: тест
В стартовую метапредметную диагностическую работу входит 34 задания(базовый и повышенный уровень), распределённых по предметным областям. Предметная область «Литература и русский язык» включает 20 заданий. Предметная область «Математика» включает 7 заданий. Предметная область «Биология, география» включает 6 заданий. Предметная область «Иностранный язык» включает 2 задания.
Задания, объединённые в группы, были направлены на проверку основных блоков познавательных метапредметных умений:
- умений, лежащих в основе читательской компетенции (техника чтения и понимание письменных текстов);
- умений по работе с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую);
- умений, связанных с освоением общелогических приёмов познания (сравнения, классификации и т.д.);
- умений, связанных с овладением различными методами познания.
Каждое задание оценивалось от 1 до 4 баллов (выполнил верно) и 0 баллов. Максимальный балл за выполнение заданий базового уровня составил: «Литература» - 14 баллов, «Математика» - 5 баллов, «Биология, география» - 4 балла, «Русский язык» - 11 баллов, «Иностранный язык» - 1 балл. Всего – 35 баллов.
Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям детей, перешедших в пятый класс.
Результаты стартовой метапредметной комплексной диагностической работы показали, что уровень сформированности УУД у обучающихся 5 «А» класса достаточный (средний).
Уровень выше среднего(Лесняк А.,Котельников М.,Киосов Н., Мейснер В.) показал, что обучающиеся умеют находить информацию, заданную в тексте в явном виде ,умеют решать и анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами. У них в ходе работы было выявлено построение логической цепи рассуждений.
Средний уровень(Валов В.,Галкина А.,Табунщиков Н.,Контарева)говорит о том, что обучающиеся справляются с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно используют изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения обучающимися каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведение соответствующей целенаправленной коррекции.
Низкий уровень (Марченко В., Юськина А., Ем К.) показал, что обучающийся узнаёт отдельные изученные в рамках начальной ступени образования способы действий, но умеет применять их для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действий. Обучающийся с низким уровнем овладения МПУ может испытывать серьёзные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.
Для этих обучающихся необходима индивидуальная работа по адаптации и повышению уровня знаний.