При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Очевидно, что подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при
необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.
Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Ниже в таблице перечислены некоторые из таких проблем, названы возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 3 (4)-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения
Проблема | Возможности разрешения |
Организационно - психологические |
Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу | Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей |
Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать | Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока |
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ | Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий |
Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей | Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях, (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать «видеобиблиотеки» методов обучения для ознакомления с лучшим опытом) |
Пассивность большинства учащихся в процессе обучения | Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы) |
Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа) | Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке |
Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое - действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы | Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы |
Обедненная (вплоть до конца обучения в начальной школе) речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1-го к 3-4-м классам, «сюсюканье» | Полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря- программы постепенного ознакомления детей со «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов |
Создание у детей учителем и родителями в конце 4 -го класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе | Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 – м классе, проведение математических праздников олимпиад, соревнований отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5-го класса |
Общеучебные умения и навыки, элементы развития |
Недостаточная техника чтения (в особенности - математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его | Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике |
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей | Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки верным положением ручки следить за правильностью написания букв и цифр, за подходящую ручку, продолжать |
Неустойчивость внимания, слабо многих детей развитая оперативная память у | На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на тренировку внимания и памяти |
Недостаточная тренированность памяти долговременной механической | Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты |
Элементы псевдоучебной деятельности в процессе обучения, неумение отделять существенное от несущественного | Своевременно отходить от требований, предъявлявшихся детям на ранних этапах обучения, при первом знакомстве с учебным материалом |
Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе | рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы |
Специальные математические знания, умения и навыки |
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) | |Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета |
Ошибки в письменном делении многозначных чисел | Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание |
Ошибки в письменном умножении многозначных чисел | Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение |
Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в выражениях со скобками) | После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий |
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) | Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. При обсуждении решения - вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие|- именно такое? |
Недостаточное развитие графических умений | Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеточек - например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, [построение фигур по командам |
Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения | Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной |
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся | Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах |