Вальс № 1
( 1 слайд . стр. 4)
Музыкальный романтизм - стиль, завоевавший всю Европу в начале 19 века - нашёл в гении Фредерика Шопена своё воплощение.
Как в магическом кристалле можно увидеть мир миниатюр, мир романтики, симфоний и сонат.
Его произведения играют фортепианное трио, виолончель( струнный смычковый инструмент. По размеру превосходит скрипку и альт). Перу Шопена ( 2слайд. Стр.11) принадлежат 2 фортепианных концерта, вариации для фортепиано с оркестром, фортепианные сонаты.
Жанры этих произведений самые разные:
Прелюдии
Этюды
Пьесы в танцевальных жанрах:
- вальсы( танец. Вальс № 2)
- мазурки(мазурка № 7)
- полонезы( полонез № 4)
- баллады и фантазии-
- ноктюрны.
Романтический ноктюрн - это пьеса-размышление. Главное в них – это чувства, которые приводят к различным воспоминаниям. ( ноктюрн № 6).
Понравилась вам музыка?
Почему?
Какие картины вы себе представляете, слушая эту музыку?
Романтическая черта Шопена - умение выразить в музыке душу целого народа.
( 3 слайд.стр. обложка ) Танцы мазурка и полонез пользовались признанием в Европе и были неотъемлемой частью домашних вечеринок. Это были острые произведения, доводящие порой до слёз своей эмоциональностью. ( мазурка № 8 ).
Прекрасная музыка Шопена.
Цели и задачи: 1. Познакомить с творчеством Шопена.
2. Воспитать любовь к музыке.
3. Расширить музыкальный кругозор учащихся.
Оборудование: фотографии композитора, записи произведений
Шопена.
Композитор родился в Польше, в местечке Желязова Воля 22 февраля 1810 года в семье француза и польки. Свою первую музыку, дошедшую до нас, он написал в 7 лет.( 4 слайд. Стр.17 ) Это первые успехи вундеркинда, отмеченные в высшем обществе.
В 1827 году он начал учиться в Варшавской школе ( 5 слайд. Стр.19 ) музыки у знаменитого композитора и педагога Юзефа Эльснера.
В отличие от многих музыкантов, ( 6 слайд. Стр.14) Шопен поразительно хорошо владел игрой на фортепиано. ( 7 слайд. Стр. 23).Фортепианные уроки музыканта были модны и дороги; его выступления в больших залах и музыкальных салонах пользовались большим успехом.
Фредерик Шопен большую часть жизни прожил за границей, но он очень любил свой народ, его традиции и обычаи, это он выражал в своей музыке.
Через образ танца он выражал состояние души, делал зарисовки внутреннего мира человека.( 8 слайд. Стр. 25) Возникали всё новые и новые композиции, выделявшиеся своим национальным колоритом. ( полонез № 5 ).
С историей и поэзией связано содержание шопеновских баллад. Старинные баллады исполнялись в танцевальных ритмах, откуда и их название. ( Баллада - по-итальянски «танцевать» )
Здесь романтическая повествовательность, драматическая история, самые разные характеры, быстрый темп.
Послушаем отрывок из баллады.( баллада № 1).
( 9 слайд. Стр.32 ) Несмотря на успех Шопена – пианиста и композитора, жизнь его в Париже полна невзгод. Композитор тяжело заболел, болезнь была неизлечима.
Шопен скончался сырым и холодным вечером в октябре 1849 года. Ему было 38 лет.
Многие сочинения Шопена, оставшиеся в рукописях, были изданы после его смерти.( 10 слайд. Стр.26, без даты. )
На родине композитора, в Польше, в столице страны Варшаве установлен памятник Шопену.( 11 слайд. Стр.39 ).
Исполнение Шопеновской музыки не изменилось со времени её создания.
Виртуозная техника, романтизм, лиризм - главные составляющие шопеновской музыки, сделали этого музыканта любимейшим автором большинства пианистов мира, которые исполняют его произведения.
Подведение итогов.
Понравился вам классный час ?
Понравилась вам музыка Шопена ?
Почему ? Какая это музыка ? ( мягкая, романтическая, красивая, лирическая, танцевальная, нежная, драматическая, классическая )
Мы с вами слушали музыку Моцарта. Чем различаются произведения Моцарта и Шопена ?
(У Моцарта музыка серьёзная, даже трагическая-например « Реквием» ;
а у Шопена-легкая, волнующая, напевная, лирическая.)