«Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления
Прием актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».
Цель: познакомить с приёмом технологии развития критического мышления «Кубик Блума», повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе, на примере приёма «Кубик Блума»
Задачи:
- познакомить участников с этой технологией;
- активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;
- создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;
- побудить участников к активной работе.
Прогнозируемый результат:
-все участники получат информацию о технологии развития критического мышления;
-познакомятся с приёмом «Кубик Блума»;
- смогут применять полученные знания на практике.
Методика использования «Кубика Блума».
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Можно применить дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Использовать данный прием может любой учитель: как начального образования, так и среднего.
1 вариант - вопросы формулирует сам учитель.
2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.( Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка).
Затем на уроке они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Совет: вопросы можно варьировать по своему желанию (грани кубика), главное, чтобы они охватывали всю тему.
- «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.
- Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
- Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.
- Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
- Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Заключение
Считаю, прием актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Самоанализ мастер-класса
Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.
Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:
-познакомить участников с технологией;
- активизировать и обобщить знания по;
- создать условия для активного взаимодействия;
- стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;
- вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.
В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:
Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.
Основной этап. Знакомство с технологией и конкретным приёмом.
Этап проведения мастер-класса.
Этап рефлексии.
Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.
Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.