Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения.
Начало формы
Конец формы
Суть приема "Уголки" и общий алгоритм работы
Прием используется на стадии осмысления (на уроках, построенных по ТРКМЧП) после изучения новой темы (текста, параграфа учебника, статьи, художественного произведения).
Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений.
Класс делится на группы, каждая группа разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Затем группы меняются ролями.
На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики.
Цель приема: придти к общему мнению, выбрав одну точку зрения.
Трудности использования "приема "Уголки" и как их преодолеть
Главный вопрос для дискуссии следует выбирать такой, который бы предполагал множественность (по крайней мере, двойственность) решений.
Случай из практики: на уроке истории было предложено обсуждение вопроса "Значение реформ Петра I". Ученики, как один, решили, что реформы носят исключительно положительный характер, поэтому спора не получилось.
То же касается и выбора текста. Желательно, чтобы текст был многозначным, предполагал разное отношение к описываемому событию или суждению. Наиболее действенно прием "уголки" работает, если предложить текст, который ученик может "примерить на себя", представить себя в главной роли, увидеть схожесть с обычной жизнью.
Основная сложность приема "Уголки" — "развести детей по углам". Если вы только начинаете применять этот прием на практике, то можно и самому педагогу предложить варианты противоположных точек зрения.
Например, на уроке литературы устроить дискуссию по вопросу: Печорин — положительный ли отрицательный герой? При этом заранее разделить класс на две группы, одна из которых будет приводить доказательства, что герой — положительный, другая выискивать аргументы "против".
Важно! Такой урок не будет считаться уроком по ТРКМЧП, так как он лишен главного условия технологии — самоопределения учеников, их самостоятельного выбора мнения.
Вовлечение детей в дискуссию должно проводиться плавно. Эту работу можно разбить на несколько этапов:
После изучения текста каждый ученик формулирует собственное мнение по главному вопросу и записывает его в тетради.
Далее учащиеся объединяются в группы, выбирая "коллег" со схожим мнением. Те ученики, чья точка зрения отличается от всех, может присоединиться к одной из групп, либо войти в состав аналитиков (жюри).
Теперь каждая группа формулирует свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста, фактами.
При формировании групп важно, чтобы в каждой были распределены роли. Ведущий — наблюдает за тем, чтобы обсуждение не свелось к многоголосице, следит за временем и за тем, чтобы каждый член группы принял участие в обсуждении. Дежурный — оформляет (письменно, устно, графически) мнение группы и логическое расположение аргументов и доказательств.
ТРКМЧП предполагает, что для приема "Уголки" нужна еще и группа аналитиков. Их задача: наблюдать за ходом дискуссии, отмечать этапы формирования разных точек зрения, разработать критерии оценивания, оценить выступление каждой группы и объявить победителя.
В начальных классах или таких, где только начинают знакомство с приемами критического мышления, роль аналитика может исполнить учитель, либо группа сильных учеников.
Несмотря на кажущуюся сложность, дети быстро осваивают технику приема "Уголки", с удовольствием включаются в дискуссию. Да и сама работа проводится в быстром темпе, не отнимая много времени.